Материалы » История России XX век » 1917-й год в судьбе России. Выбор исторического пути. Двоевластие. Расстановка политических сил. Альтернативы развития

1917-й год в судьбе России. Выбор исторического пути. Двоевластие. Расстановка политических сил. Альтернативы развития
Страница 2

Большевистская партия имела численность 24 тыс. человек в дни революции, 240 тыс. в августе. Она не сразу выработала стратегию и тактику. Её руководство, встав на позицию меньшевиков и эсеров, присоединилось к условной поддержке Временного правительства и оказания на него давления с целью заключения мира и развития революции. С приездом Ленина 3 апреля ситуация резко изменилась. В «Апрельских тезисах» Ленин выдвинул задачу перехода ко второму этапу революции с целью установления диктатуры пролетариата и строительства социализма. Он потребовал не оказывать никакой поддержки Временному правительству, которое продолжает империалистическую войну. Чтобы отсечь либералов от управления страной, Ленин выдвинул лозунг «Вся власть Советам!» Он рассчитывал вытеснить меньшевиков и эсеров из Советов, разоблачая их в соглашательстве с буржуазией, в поддержке войны. Кроме того, Советы были теми органами, через которые гораздо проще прийти к власти, чем через парламент. По данным исследователей, Советы как органы чисто повстанческого, социалистического движения выбирались с участием не более У/а избирателей.

Учитывая доверие масс Временному правительству, Ленин вначале выдвинул тактику мирного перехода ко второму этапу революции через большевизацию Советов и перехода всей власти Советам, широкое разъяснение народу «империалистического характера» Временного правительства и продолжавшейся войны. Другими словами, Ленин, в отличие от других партий, взял курс не на консолидацию, а на раскол общества, на подготовку и осуществление захвата власти. Естественно, что лидеры других партий обвиняли Ленина в разжигании гражданской войны, а Плеханов назвал его тезисы бредом. Его стратегия вызвала недоумение даже у части большевиков (Каменев, Рыков, Ногин), считавших буржуазно-демократическую революцию незаконченной.

Развитие событий определялось прежде всего деятельностью Временного правительства и Совета рабочих и солдатских депутатов. Временное правительство состояло из представителей прогрессивного блока - кадетов, октябристов, центристов. Возглавил кабинет князь Львов, министром иностранных дел стал Милюков, военным министром - Гучков, министром юстиции - Керенский, единственный социалист. 3 марта правительство обнародовало свою декларацию, согласованную с Советом. Она провозглашала осуществление демократических преобразований - вводились политические права и свободы, отменялись национальные и религиозные ограничения, смертная казнь, упразднены цензура, полиция, каторга, объявлена политическая амнистия, подготовка выборов в Учредительное собрание.

Под давлением Советов была осуществлена радикальная демократизация армии. Она была начата изданием Приказа №1 Петроградского Совета. Приказ отменял отдание чести вне службы и офицерские чины, предлагал избирать в частях солдатские комитеты. Теперь реальная власть перешла от офицеров к солдатским комитетам. А контроль над столичным гарнизоном осуществлял Совет. Была проведена чистка высшего командного состава, отменены военно-полевые суды, введен институт комиссаров. Однако демократизация в условиях войны способствовало резкому падению дисциплины и боеспособности армии.

Вопрос об установлении национальных автономий Временное правительство откладывало до Учредительного собрания, но объявило о принципиальном согласии на создание независимой Польши, широкую автономию Украины и Финляндии. Также осторожно оно подходило к социально-экономическим реформам. Аграрная реформа откладывалась до Учредительного собрания, для ее подготовки были учреждены земельные комитеты, а удельные земли переданы государству. 25 марта было объявлено о введении государственной хлебной монополии, созданы продовольственные комитеты. Правительство также узаконило возникшие на предприятиях фабрично-заводские комитеты, но не был декретирован введенный явочным путем 8-часовой рабочий день.

Уже 5 марта Временным правительством были отстранены губернаторы и другие руководители царской администрации на местах и назначены губернские и уездные комиссары, которыми стали председатели соответствующих земских управ. В мае-июне была проведена земская реформа, в результате которой сеть земств была распространена по всей России, демократизирована их избирательная система, созданы волостные земства. Однако земства стали постепенно оттесняться Советами.

Страницы: 1 2 3


Законодательная основа самодержавия при Павле I
В сравнении с «золотым веком» последние годы XVIII в., годы правления Павла I, кажутся временем регресса и разрушения достигнутых в предыдущее царствование успехов в управлении государством. Чтобы понять и правильно оценить недолгое царствование Павла I, следует учитывать, что император взошел на престол в возрасте 42 лет; это был челов ...

За 14 лет до Смуты
"Богатырю следовало бы принять тяжкое наследие Грозного, а наследником оказался звонарь". Говорят, сам Иван IV наделял этим прозвищем младшего из своих сыновей – Федора. Не то что бы слабоумный, но совершенно "мягкотелый" человек принял бразды правления. Россия, истощенная войнами, опричниной, нуждалась в отдыхе. Фед ...

Султанская власть и имперские амбиции
Внутреннее управление османского бейлика на первых порах было крайне примитивным. Осман и Орхан утверждались в звании бея на совете племенной знати. Бей выступал прежде всего как военачальник, а основной его функцией являлась организация военного дела для осуществления грабительских походов против соседей. В качестве ближайших сподвижни ...