Материалы » Ленин » Марксизм и ленинизм

Марксизм и ленинизм
Страница 2

А сейчас я хочу перейти непременно к термину «ленинизм». Впервые был введен Мартовым в 1904 для обозначения якобинских взглядов и методов в теории и практике революции. В советское время ленинизм определялся как творчески развитый марксизм применительно к эпохе империализма. Однако, согласно Марксу, смена одной экономической формации (в том числе и путем социальной революции) может произойти только в том случае, если производительные силы не могут более развиваться в рамках данных производственных отношений, следовательно, социалистическая революция может произойти только в самых развитых капиталистических странах. Ленин, отвергая это марксово положение, создает теорию победы социалистической революции в «слабейшем звене империалистической цепи», в России. Маркс также считал невозможным союз пролетариата и крестьянства — Ленин делает ставку на этот союз. Кроме того, Маркс объяснял революционность пролетариата действием «закона относительного и абсолютного обнищания пролетариата».

Следует обратить внимание на соотнесение Лениным диалектического метода с научно-органическим воззрением на общество (такая трактовка диалектики встречается только у раннего Ленина и после открытия им «Науки логики» никогда уже не воспроизводится): «Диалектическим методом в противоположность метафизическому Маркс и Энгельс называли не что иное, как научный метод в социологии, состоящий в том, что общество рассматривается как живой, находящийся в постоянном развитии организм . для изучения которого необходим объективный анализ производственных отношений, образующих данную общественную формацию, исследование законов ее функционирования и развития». Ленинские формулировки требуют дополнительного комментария. Термин «социология», несмотря на последующие коллизии внутри марксистской теории, уже нельзя было устранить из концептуального лексикона. «Социология» трактовалась Лениным в 1894 г. несколько наивно, он не предполагал, что «научность» не может не войти в диссонанс с экзальтацией классовой борьбы. Социология оказалась неспособной поддержать романтический революционный порыв в силу своей склонности рассуждать и рационализировать. Ленин, вероятно, чувствовал ненадежность «социологии», ее скрытую внепартийность и «буржуазный объективизм» и избегал этого слова. Если у него и сохранились какие-либо иллюзии насчет «научности», то они окончательно рассеялись в 1908 г., когда авторитетный теоретик марксизма А.А. Богданов дал социологическое объяснение материалистическим «вещам в себе» и предложил «эмпириомонистическую» версию марксистской науки, впоследствии развитую им в «тектологию» - всеобщую организационную науку.

Ленин не мог не видеть, что с предсказанием абсолютного обнищания пролетариата Маркс ошибся и что рабочий класс западноевропейских стран вряд ли пойдет на баррикады, поскольку ему уже было, что терять. Ленин не раз отмечал, что в Швейцарии, жизнь в которой он знал не понаслышке, революции никогда не будет. Сосредоточившись на России, он в своей книге «Две тактики социал-демократии в демократической революции» (1905) утверждал, что, поскольку в России пролетариат является гегемоном буржуазно-демократической революции, это открывает путь к установлению «диктатуры пролетариата и крестьянства» и переходу к социалистической революции.

По словам Н. А. Бердяева, Ленин был теоретиком революции в отличие от Плеханова, теоретика марксизма. А революция для него являлась средством захвата политической власти в целях осуществления коммунистического эксперимента. Отношение Ленина к власти удивительным образом роднит его и с Петром Великим и Николаем I, которые приписывали ей магические свойства волшебной палочки. Ленин был убежден в том, что неукротимая воля совокупно с сильной централизованной властью сильнее уклада жизни, многовековой религиозной веры, уровня развития материальных сил и культуры народов России. Марксизм-ленинизм освещает пролетариям и трудящимся всего мира путь борьбы за уничтожение всякой эксплуатации, за счастье человечества.

С именем Ленина неразрывно связана вся современная история.

Ленин - гениальный продолжатель революционного учения Маркса и Энгельса, основатель Коммунистической партии Советского Союза, вождь величайшей социальной революции и строитель первого в мире социалистического государства. Ленинские идеи оказали и продолжают оказывать глубочайшее воздействие на весь ход мирового развития.

Имя Владимира Ильича Ленина бессмертно, как бессмертны его идеи, бессмертны дела, которые он свершил. Всю свою жизнь посвятил он благородному делу служения пролетариату, трудящимся массам, революционному обновлению мира. Ленин выразил чаяния и надежды рабочего класса, трудового народа, ответил на коренные вопросы, которые властно диктовались жизнью. Под руководством Ленина наша партия повела рабочий класс, всех трудящихся на борьбу за свержение эксплуататорского строя, за лучшую жизнь, за социализм.

Страницы: 1 2 3 4


Социальный статус женщины
Нормы полисной жизни строго регламентировали как общественное, так и частное существование. Между разными греческими городами-государствами существовало немало различий, в том числе и в сфере семейного быта их жителей. Но существовали явления, общие для всей Эллады, - обязательная моногамия и утвердившейся почти повсюду патрилинейный сч ...

Замкнутость дворянского сословия
Император понимая, что сила и поддержка его власти опирается на крупных и средних землевладельцев, поэтому всячески старался оказывать им поддержку. Незыблемость власти заключалась в задаче укрепления положения крупных и средних землевладельцев в местных органах дворянского самоуправления был посвящен Манифест 6 декабря 1831 г. Он устан ...

Внешняя политика Петра I
Великое посольство было образовано Петром I в 1697 г. Возглавил посольство адмирал Ф.Я. Лефорта . Официальной целью посольства было подтверждение союза, направленного против Турции и Крыма. Царь и посольство ознакомились с европейской промышленностью, в частности с кораблестроением, обсерваториями. Было нанято более 800 мастеров разных ...