Проведение политики «перестройки» в СССР

Характер перестройки 1985 – 1991 года определяется стремлением реформировать советское общество к началу 80х, вступившее в затяжной, социально-экономический и духовно-нравственный кризис. При этом конкретное содержание и даже цели реформаторского курса изменялись. В истории перестройки выделяют 3 этапа. www.psychologyrise.ru

1 этап – 1985 – 1986 годы

2 этап – 1987 – 1988 годы

3 этап – 1989 – 1991 годы

1 этап: ПЕРИОД УСКОРЕНИЯ.

Избранный в марте 1985 года генеральным секретарем ЦККПСС М. Горбачев, исходил из того, что во-первых, реформы необходимы, во-вторых они должны реализовать огромные экономические и политические возможности. Была выдвинута концепция ускорения социально-экономического развития. Ставилась цель уже к 2000 году удвоить производственный потенциал в СССР, реализовывая человеческих фактор, использование скрытых резервов, резкое увеличение расходов на техническое обновление предприятий, ужесточение административных мер. Одновременно произошло обновление высшего партийного и государственного аппарата. Итоги политики ускорения малоутешительные. Добиться повышения темпов роста не удалось.

2 этап: «ГЛАСНОСТЬ И ПЕРЕСТРОЙКА».

Идеологической основой

нового курса стала концепция хозяйственно-расчетного социализма. Государственный заказ устанавливался на пределе возможности предприятий, система ценообразования и материально-технического снабжения не изменялась. В 1988 году был сделан следующий шаг: разрешено мелкое частное предпринимательство в рамках так называемого кооперативного сектора. Уже в январе 1987 года акцент был сделан на политике гласности. Тираж журналов перевалил за млн. В 1987 году была сформулирована концепция нового политического мышления во внешней политике: мир признавался целостным и неделимым, общие человеческие ценности ставились выше классовых и партийных, универсальным способом решением между народных проблем признавали баланс интересов противоречащий балансу сил.

3 этап: ПОЗДНЯЯ ПЕРЕСТРОЙКА.

В 1989 году состоялись выборы съезда народных депутатов. Впервые они прошли на альтернативной основе, впервые заседания парламента транслировались по телевидению. Между тем в 1990 – 1991 годах ситуация приобрела кофликтно-социальный взрывоопасный характер. Уже в 1989 году возникло несколько политических партий разной направленности, выступавших против КПСС. В 1989 году часть депутатов создала межрегиональную группу во главе с Ельциным, которая выступила с программой радикальных реформ. Резко обострились отношения центра из союзных республик. 1990 – 1991 годы были отмечены так называемыми парадом суверенитетов, когда все союзные республики объявили себя суверенными государствами. В 1991 году состоялись выборы президента России. Им стал Ельцин. Летом 1991 года был подготовлен договор о реформе федеративного государства расширение полномочий республик. Его подписание давало шанс на сохранение единства. 25 декабря Горбачев заявил о своем уходе в отставку с поста президента, распад СССР стал фактом. Перестройке суждено было стать последней в 20 веке. Попыткой реформировать социалистическую систему. Она потерпела прах.


Образование Древнерусского государства. Формирование государственности
Жизнь в первобытном у восточных славян. обществе регулировалась общностью интересов его членов, обычаем, силой традиций и авторитета патриархальной власти старейшин. С разложением родоплеменного строя усложнялась жизнь общества, из него выделялись полярные группы, росло неравенство родов и племён, их военная активность. Прежний механизм ...

Развитие культуры в первые века османской эпохи
Со второй половины XV в. в османском обществе начинается подъем в различных областях культуры, прежде всего в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре. В это время получили также развитие математические, медицинские и географические знания, стала складываться османская историография. По примеру большинства восточных народов у ...

Методология науки и курса всеобщей истории
Такой подход формирует потребность осмысливать действительность не в статике, а в историческом процессе, в хронологической связи, в диалектике развития метода (способов исследования) как показывает познание, на какой методологической основе, на каких научных принципах. Метод — это путь исследования, способ построения и обоснования знани ...