Материалы » История Отечества от Киевской Руси до наших дней » Новая экономическая политика: сущность, противоречия, результаты

Новая экономическая политика: сущность, противоречия, результаты
Страница 1

Политика советской власти, при которой все предприятия одной отрасли промышленности подчинялись единому центральному органу управления — главному комитету (главку). Сменила политику "военного коммунизма". Переход от "военного коммунизма" к НЭПу был провозглашен Х съездом Российской коммунистической партии в марте 1921. Первоначальная идея перехода была сформулирована в работах В.И. Ленина 1921-1923: конечная цель остается прежней — социализм, но положение России после гражданской войны диктует необходимость прибегнуть к "реформистскому" методу действий в коренных вопросах экономического строительства. Вместо прямой и полной ломки старого строя для замены его новым общественно-экономическим укладом, проводившейся в годы "военного коммунизма", большевиками был предпринят "реформистский" подход: не ломать старого общественно-экономического уклада, торговли, мелкого хозяйства, мелкого предпринимательства, капитализма, а осторожно и постепенно овладевать ими и получать возможность подвергать их государственному регулированию. В последних работах Ленина концепция НЭПа включала идеи об использовании товарно-денежных отношений, всех форм собственности — государственной, кооперативной, частной, смешанной, хозрасчета. Предлагалось временно отступить от достигнутых "военно-коммунистических" завоеваний, сделать шаг назад с тем, чтобы набраться сил для скачка к социализму.

Развитие нэпа

Введение натурального налога решало кое-какую проблему населения. Но этот вопрос был лишь ее частью. Реализовывать оставшуюся у крестьянина продукцию он мог только путем торговли. Для формирования рынка и налаживания товарообмена с крестьянами было необходимо оживить промышленность, увеличить выпуск ее продукции. В этих целях при переходе к нэпу было проведено разгосударствление мелких и частично средних предприятий. 17 мая 1921 г. принимается постановление Совнаркома, в соответствии с которым предлагалось принять меры к развитию кустарной и мелкой промышленности как в форме частных предприятий, так и в кооперативной. Отменялись ранее принятые постановления о национализации предприятий, на которых трудилось свыше пяти рабочих. Они были возвращены прежним владельцам. Более трети всех промышленных предприятий, преимущественно мелких и средних, было сдано в аренду. Причем более половины из них получили частные лица. С 1921 г. была разрешена аренда средств производства. Часть предприятий (в основном пищевой промышленности) взяли в аренду кооперативы. В тоже время назрела необходимость провести реформу управления государственной промышленностью. 9 августа 1921 г. был принят «Наказ СНК о проведении в жизнь начала новой экономической политики». В этом документе было предусмотрено введение хозяйственного расчета на государственных предприятиях. Предлагалось сократить число предприятий, находящихся в ведении ВСНХ и его местных органов, привести их количество в соответствии с имевшимися у государства ресурсами, а остальные сдать в аренду или закрыть. Одновременно указывалось на возможность перехода к денежной форме обмена и необходимость введения платности всех хозяйственных услуг. Осенью 1922 г. был принят новый Земельный кодекс, по которому крестьяне получили право свободного выхода из общины и выбора формы землепользования, ограниченного права на аренду земли, а также на использование наемного труда. Крестьяне-единоличники практически обеспечивали весь объем сельскохозяйственной продукции, производимой в стране. Уже к следующему году был восстановлен довоенный уровень посевных площадей, а через два года валовой объем зерновых в стране превысил на 20 % уровень 1913 г. В 1923-1924 гг. было разрешено вносить продналог (по желанию крестьян) продуктами и деньгами, а к 1925 г. осуществлен переход к денежному обложению деревни. Нэп подорвал социальные корни повстанческого движения, что позволило к середине 1920-х годов ликвидировать его основные очаги. Легализация рыночных отношений на селе влекла за собой перестройку всего хозяйственного механизма. В ходе преобразования экономики на принципах нэпа в 1921-1924 гг. проводятся реформы управления промышленностью, торговлей, кооперацией, кредитно-финансовая и денежная реформа и др. Уравнительная оплата труда была заменена новой тарифной сеткой, учитывающей квалификацию рабочих, качество и количество производимых продуктов, а «пайковая» система снабжения довольно быстро вытесняется денежной формой оплаты, что позволило в основном отменить карточную систему снабжения. Отменяются также всеобщая трудовая повинность и трудовые мобилизации. Развитие товарно-денежных отношений вело к восстановлению всероссийского рынка. Воссоздаются крупные ярмарки. Допускается известная свобода развития частного капитала в промышленности и торговле. В 1921-1924 гг. создается банковская система. Денежная эмиссия как основной источник доходов государственного бюджета заменяется системой прямых и косвенных налогов, вводится плата за услуги. Однако новая экономическая политика тормозилась неустойчивостью денежного обращения, инфляцией. В 1922 г. правительство приступило к денежной реформе. В основу стабилизации курса рубля авторами реформы было положено не марксистское определение денег как измерителя трудозатрат, а как механизма, устанавливающего баланс между спросом и предложением. Введение твердой валюты укрепило «смычку» индустрии с сельским хозяйством в сфере товарооборота, но не могло устранить структурного противоречия между крупной, централизованной промышленностью и крайне раздробленным в результате аграрной революции сельским хозяйством. Завершение восстановления народного хозяйства обусловило необходимость увеличения капиталовложений с длительным сроком оборота. Но внешние источники накопления были скудны, а внутренние частично блокировались «антикапиталистической» политикой правительства. В условиях острой нехватки капиталов усиливается тенденция к их централизованному перераспределению и административному вмешательству в экономику. Одной из ошибок руководства страны было ускоренное проведение реформ. Правительство хотело получить быстрые результаты. А так как социально-экономическое развитие СССР в 1920-е годы определялось такими параметрами, как разрушенным во время войны народным хозяйством, отсутствием нормальных экономических связей с мировой экономикой и резким разрывом между городом и деревней в технологическом, организационно-производственном и других отношениях, то стремление руководства страны ускорить модернизацию вело к сбоям в процессе общественного воспроизводства.

Страницы: 1 2


Русь в период феодальной раздробленности в XII-XIII вв. Феодальная раздробленность и ее причины. Характеристика основных феодальных княжеств и земель. Политическое устройство. Хозяйство. Культура.
Государственное единство Руси, как и империи Карла Великого, никогда не было прочным. Признаки её дробления намечаются со второй половины ХI в. однако окончательный распад на самостоятельные княжества происходит лишь во второй трети ХII в. Дробление страны было связано с развитием хозяйства и эволюцией феодализма. С середины ХI в. нач ...

Структура государственной власти в конце XVI века
Сложившаяся в России система государственного управления не устраивала различные категории населения: · Великого князя не устраивала необходимость советоваться с боярами по всем основным вопросам, в том числе по вопросу престолонаследия; · Неродовитые служилые люди не получали повышения по службе; · Неслужилые классы общества были не ...

Историография и источники
Контрреформы 80-90-х гг. XIX в. — заметный эпизод как в истории России вообще, так и ее государственно-правового развития в частности. Российская дореволюционная, советская и зарубежная наука накопила немало знаний по истории контрреформ 80-90-х гг. XIX в. Подготовлены интересные исследования и публикации источников, которые освещают и ...