ЗаключениеСтраница 1
В соответствии с целью выпускной квалификационной работы следует выделить следующие устойчивые конструкты образа Николая Михайловича Ядринцева в культурной памяти сибиряков XX – начала XXI в. и факторов формирования исторического образа в сознании школьников.
Привлечённые мною источники для реконструкции биографии сибиряка как модели поведения пореформенного интеллигента: автобиографические заметки самого Ядринцева и воспоминания его современников, во многом подтверждают первоначально выдвинутую нами гипотезу. Биография сибиряка-интеллигента преподносилась обществу через публицистику в качестве образца, который заслуживает воспроизведения и достойного повторения. Анализ биографии Н.М. Ядринцева как идеальный общественно значимого конструкта даёт основания выделить следующие этапы в формировании образа героя нашей выпускной квалификационной работы.
1) Гимназические годы – первая ступенью в формировании образа сибирского интеллигента. Публицист приходит к заключению о том, что «внутренние образованные силы» Сибири видят единственный свой выход в бегстве из региона. Мириться с этим он не намерен.
2) Студенческая жизнь, землячество определяют уже практические задачи, рождают у сибиряка-«патриота» идею возвращения на родину и служения ее интересам и потребностям.
3) Деятельность по созданию сибирского патриотического органа печати, который бы консолидировал всю местную интеллигенцию, обогатил бы образованными людьми Сибирь, поднял бы уровень её образования. Н. М. Ядринцев ставит задачу об обнародовании, проведении местных сибирских вопросов в столичную печать, а созданная им газета послужит транслятором образцов и эталонов поведения для местной интеллигенции.
4) Угасание жизненных сил. Но не отход от активной жизненной позиции. Ядринцев продолжает свою публичную и государственную деятельность в Сибири. В конечном счёте, невозможность соответствовать смоделированному образу заставляет публициста оборвать публициста свой жизненный путь.
Содержательный анализ отзывов современников о Николае Михайловиче позволил перейти к следующим выводам. Во-первых, характеристики, которыми наделяется образ Ядринцева, носят личностно-эмоциональный окраску. О Ядринцеве писали те, кто лично и близко его знал. В ходе проделанной работы удалось выделить следующие конструкты в памяти его современников, позволяющие реконструировать образ лидера сибирского областничества в общественном сознании современников: «жизнерадостный и активный человек», «преданный друг» и «единомышленник», «человек, который не мог жить без дела», «общительный и остроумный», «он умел создавать вокруг себя много движения, оживления», «он доказывал свою мысль многочисленными примерами и остроумными соображениями». Анализируя отзывы о Николае Михайловиче, можно заключить, что в кругу знающих его людей Ядринцев являлся нравственным образцом. Во-вторых, образ сибиряка наделяется профессиональными характеристиками, которые, в свою очередь, принадлежат к весьма широкому полю деятельности. Это «культурный деятель»; «истинный защитник Сибири»; «руководитель сибирского общественного мнения»; «общественный деятель»; «областной писатель»; «публицист»; «литератор»; «журналист»; «фельетонист»; «статистик»; «издатель»; «археолог»; «этнограф».
Экономическое развитие России в 1861 – 1917 годах
К концу XIX в. аграрный вопрос в России приобрел особую остро ту. Резко возросло крестьянское малоземелье вследствие естественного прироста населения деревни, но при сохранении в прежнем размере крестьянского надельного землепользования. Численность крестьянского населения с 1861 по 1900 гг. увеличилась 23,6 млн. до 44,2 млн. душ мужско ...
Исторические взгляды Б. Ф. Поршнева
Б. Ф. Поршнев (1905 – 1972) родился в Ленинграде, окончил факультет общественных наук МГУ и аспирантуру Института истории PАНИОН. В 1940 г. он защитил докторскую диссертацию по истории, а в 1966 г. – докторскую диссертацию по философии. С 1943 г. Б. Ф. Поршнев работал в Институте истории АН СССР (с 1968 г. – Институт всеобщей истории) с ...
Возникновение ислама. Жизнь и деятельность Мухаммеда
Великий пророк Мухаммед, основатель Ислама, родился в городе Мекке, на рассвет С июня 569 года. Он происходил из значительного рода корейшитов, который уже в те времена имел глубокие корни. В истории сохранились имена двух братьев – Хошима и Абд Хашим – прадед Мухаммеда был великим благодетелем Мекки. Город этот был построен на бесплодн ...

