Материалы » История государственного управления в России » Система государственного управления в СССР в 1930-40-е годы

Система государственного управления в СССР в 1930-40-е годы
Страница 1

Командно-административная система госуправления в СССР опиралась в первую очередь на организационно-распорядительные и социально-психологические методы управления. Первые представлены планированием, нормированием и жесткой системой контроля. Вторая группа методов основана на идеологии, пропаганде, показывающей населению деятельность госвласти в выгодных условиях. Третья группа – экономические методы управления не использовались в полной мере, т.к. идеология социализма отрицала обогащение. www.psychologyland.ru

Государственное управление имело следующие особенности:

1. Наличие дополнительной управляющей и контролирующей системы – партийных органов. Деятельность государственной администрации подчинялась партийным директивам. Решения Коммунистической партии были обязательными для выполнения в отраслевых и региональных органах власти, на предприятиях и в учреждениях, колхозах. Отказ от выполнения означал несогласие с политикой партии, а значит, контрреволюцию и основание для ареста. В то же время существовал запрет ссылаться письменно на эти директивы. Поэтому партийные органы не несли никакой ответственности за неправильные решения.

2. Увеличение аппарата управления. Расширение функций государства соответственно привело к увеличению административных органов и росту численности госслужащих и партийных работников.

3. Формирование правящей элиты – Коммунистической партии – основано на специальной подготовке, специальном обеспечении (продуктами, товарами народного хозяйства), классовом подходе при назначении на различные должности.

4. Отсутствие гражданского равенства. В СССР имелись «лишенцы», бывшие собственники и госслужащие, не имевшие гражданских прав (до 1936 г.). Людей не рабоче-крестьянского происхождения вместо армии отправляли в трудовые лагеря. Крестьяне с 1932 г. не получали паспортов и не пользовались никакими соц. правами.

5. Государственная монополия в экономике. В связи с расширением государственного регулирования экономической сферы аппарат исполнительных органов власти был увеличен. В 1934 г. введены производственно-отраслевой и производственно-территориальный принципы госуправления экономикой. Основная проблема в экономике СССР – мотивация труда при ограничении экономических методов управления (сперва – стахановское движение, потом – административные меры).

6. Наличие принудительного труда.

7. Приоритет идеологии над экономикой, политикой, культурой. Идеология марксизма-ленинизма была возведена в ранг религии.

8. Подлог и фальсификация. Все аварии и катастрофы списывались на вредителей.

9. Государственный террор. Террор был направлен на уничтожение некоторых социальных групп, которые могут стать препятствием для новой системы управления. В 30-х гг. наиболее видные вожди революции были казнены или погибли при невыясненных обстоятельствах. После «большого террора» в конце 30-х репрессиям подверглись работники НКВД, осуществляющие террор – Ежов, Агранов. В начале 40-х гг. репрессиям были подвергнуты армейские ряды – чистка от профессионалов, на постах военачальников остались лица, не имевшие подготовки.

В 1931 г. Положение о милиции выводит ее из подчинения местным органам власти, создается централизованная система управления милицией.

В декабре 1936 г. принимается новая Конституция СССР. Основами государственной системы СССР провозглашаются – власть Советов, социалистическая собственность и обязанность каждого трудиться.

Высшим Органом власти является Верховный совет, осуществляющий законодательные функции. Он состоит из 2 палат – Совет Союза и Совет Национальностей, формирующиеся по территориальному и национальному принципу. Совет Союза избирается по норме – один депутат на 300 тыс. населения. Совет национальностей избирается по союзным и автономным республикам, автономным областям и национальным округам по норме – по 32 депутата от каждой союзной республики, по 11 от каждой а.р., по 5 от каждой а.о. и по 1 от каждого нац. округа. Обе палаты Верховного совета равноправны. Верховный совет избирает на совместном заседании обеих палат Президиум Верховного Совета СССР в составе: Председателя, 15 заместителей Председателя – по одному от каждой союзной республики, секретаря Президиума и 20 членов Президиума. Верховный совет СССР образует Правительство СССР – высший исполнительный и распорядительный орган.

Страницы: 1 2


Торговля продукцией земледелия и скотоводства. Политика государства в сфере сельского хозяйства
Особенностью сельскохозяйственного рынка Енисейской губернии, как и Восточной Сибири в целом, был его ярко выраженный местный характер. Отсутствие налаженных путей сообщений и дороговизна перевозок делали сбыт хлеба за пределы губернии вплоть до конца XIX в. практически невозможным, поэтому крестьянское хозяйство Енисейской губернии поч ...

Итоги ВОВ
Последствия Великой Отечественной войны. Итак, Великая Отечественная война явилась крупнейшим событием истории XX века. Это была не только ожесточенная вооруженная борьба противостоящих сил, но и решительное противоборство с агрессором в экономической, политической, дипломатической сферах, в области идеологии и психологии. Цена Победы ...

Внутренняя политика в 1815 — 1825 гг. Изменения в политике. Рост пра­вительственной реакции.
Когда бури военных лет пронеслись, правительство не возвратилось к деятельности в прежнем направлении. События этих лет неодинаково подействовали на обще­ство и на правительство: в первом они вызвали необычайное политическое и нравственное возбуждение; общество не­привычно оживилось, приподнятое великими событиями, в которых ему пришло ...