Материалы » История государственного управления в России » Органы государственной администрации в Московском государстве в XV – XVI веке

Органы государственной администрации в Московском государстве в XV – XVI веке

Великий князь в конце XV века уже не именуется князем московским, появляется новый титул – государь всея Руси. Великий князь обладал высшей законодательной, исполнительной и судебной властью. Права главы государства распространялись на издание законов, международные отношения, сбор налогов, судебные разбирательства, распоряжение землей, чеканку монет. www.culturemass.ru

Боярская дума – высший орган государственной администрации. В состав Боярской думы входят потомки удельных князей и представители знатных фамилий Москвы и других городов. Принципы формирования Боярской думы: с одной стороны – сословный, с другой – в зависимости от личных качеств. Если человек не был представителем аристократического рода, он не мог войти в Боярскую думу. Но и одно только знатное родство без личных заслуг не являлось пропуском в Думу. В Боярской думе существовал принцип круговой поруки: если против одного из бояр выдвигалось обвинении, то остальные бояре ручались за него деньгами. Это позволяло боярам поддерживать друг друга и защищаться от произвола великого князя, а великий князь получал дополнительные гарантии верности.

Функции Боярской думы:

· Подготовка и обсуждение законов;

· Высший государственный суд, разбирательство наиболее сложных гражданских и уголовных дел, вынесение смертных приговоров;

· Организация войска;

· Управление регионами;

· Заключение международных договоров, посольства.

При заключении мирных соглашений, в грамотах встречалась фраза: «князь приговорил с боярами». Во внутренних вопросах использовалась другая формулировка: «бояре приговорили». Приговор – официальный документ, оформляющий решение Боярской думы. Для решения конкретных вопросов создавались специальные комиссии, куда входил представитель Думы, представители великого князя и дьяки.

Государев двор – орган государственного управления, подчинявшийся непосредственно великому князю. Служители государева двора выполняли личные поручения государя.

Часть российских регионов управлялась государем, часть – удельными князьями – ближайшими родственниками. Удельные княжества не имели суверенитета, имели только экономическую автономию. В удельных княжествах существовали собственные боярские думы и княжеские дворы. Наместники великого князя также имели право распоряжаться доходами с подвластных территорий, но были обязаны выплачивать определенную сумму в государеву казну.

Земли, находившиеся под юрисдикцией великого князя, управлялись через наместников и волостителей, их основная функция – суд. За службу наместники получали право «кормления», т.е. сбора доходов с государственных земель для своих нужд. Сбор доходов в пользу великого князя осуществляется данщиками, мытниками, таможенниками. В городах административное управление возглавляли городовые приказчики.

Армия в Московском государстве делилась на 2 части. Одна часть – это представители служилого сословия, которые призывались в армию и в обязательном порядке должны были нести службу. За службу в армии государство передавало во временное пользование земельные наделы. В зависимости от размера земельного надела его обладатель должен был привести с собой определенное количество солдат или выплатить денежную компенсацию. Призыв на военную службу осуществлялся в случае нападения врага или объявления войны. Денежное вознаграждение выплачивалось единовременно, обычно в случае победы. Вторая часть – профессиональная армия, состоявшая из стрельцов и иностранных наемников, формировалась с XVI века. Профессионалы должны были находиться в боевой готовности постоянно и получали за службу жалование.


Банковско-кредитная и фискальная политика государства в сфере промышленности
Состояние экономики во многом определяется уровнем развития банковско-кредитной системы. В условиях недостаточного развития частного кредита в стране, большое значение имела политика государства в этой сфере. Проанализируем, как она проводилась в Енисейской губернии, и рассмотрим фискальную политику правительства, чтобы определить, како ...

Расцвет дворянства в России в XVIII в.. Петровская «Табель о рангах» 1722г
Принадлежность к дворянскому званию в допетровское правление закреплялась записью в «Бархатную книгу»[12], заведённую в 1682 г. при уничтожении местничества, а с 1785 г. внесением в местные (губернские) списки – дворянские книги, разделенные на 6 частей (по источникам дворянства): пожалование, военная выслуга, гражданская выслуга, индиг ...

Н.С. Хрущёв – попытка модернизации советского общества
После смерти И. В. Сталина (5 марта 1953 г.) наиболее влиятельными фигурами в руководстве СССР были: 1) Г.М. Маленков ; 2) Н.С. Хрущев ; 3) Л.П. Берия После смерти И.В. Сталина начинается кампания по критике культа личности, сопровождаемая освобождением и частичной реабилитацией советских заключенных. За период с 1956 по 1961 гг. б ...