Государство и общество Древней Руси » Государственный строй и форма государственного устройства Киевской Руси IX-XII вв.

Государственный строй и форма государственного устройства Киевской Руси IX-XII вв.
Страница 3

Одновременно и церковь становится влиятельной политической силой, выполнявшей ряд важных для государственного развития Древней Руси функций. Так, церковь являлась основным институтом социального контроля за властью, а кроме того, как организационная структура могла принимать на себя функции административного управления. Отношения между церковью и государством в Древней Руси построились на принципе разделения светской и духовной власти.

В то же время в отличие от византийского императора киевский князь не возвышался над церковью, что обусловило ее значительную самостоятельность, широкие автономные права. Но и церковная организация на Руси (особенно на первом этапе) всецело зависела от светской власти: именно князь взял на себя обеспечение церкви (десятина), без поддержки князя с его дружиной невозможно представить достаточно быстрое распространение нового культа (а с ним и идеологии, и культуры, и новых правовых отношений) на обширной территории Восточной Европы. Церковь благодаря значительной материальной помощи со стороны княжеской власти создала органы, деятельность которых выходила за рамки сугубо конфессиональной. Церковь взяла на себя выполнение ряда политических функций, что поставило ее в один ряд с княжеской властью и превратило в своеобразный орган Древнерусского государства.

В истории Киевской Руси исследователи выделяют несколько форм государственного устройства. Так, для периода с 882 по 945 г. характерно существование государственного устройства, близкого к федеративному типу. Периоды возрастания власти киевского князя, безраздельно господствующего на всей территории, населенной восточными славянами (например, 945-970, 980-1015, 1036-1054 гг.), характеризуются государственным устройством, приближающимся к унитарному типу. Кроме того, для отдельных периодов княжеских междоусобий и утраты контроля центра над окраинами характерна политическая анархия (точнее, полиархия) с большим количеством мелких государственных образований различных видов и форм. В 1132 г. происходит окончательный распад Древнерусского государства, наступает период политической (феодальной) раздробленности.

Но и для этого периода было характерно сохранение общерусской формы правления, при которой киевский стол являлся объектом коллективного сюзеренитета наиболее сильных князей.[14]

Таким образом, называя сложившийся на Руси тип государства раннефеодальной монархией, следует иметь в виду, что Русь X - начала XII в. была более близка по типу развития к государствам Восточной и Северной Европы – Норвегии, Швеции, Польше, Чехии, Венгрии. От государств Западной Европы эти страны отличались, прежде всего, отсутствием частной феодальной собственности

на землю и преобладанием централизованной эксплуатации свободных крестьянобщинников корпорацией дружинной знати во главе с князем.

Страницы: 1 2 3 


Третий этап революции
С января 1906 г. по 3 июня 1907 г. - спад и отступление революции. Основные события: - «арьергардные бои пролетариата», имевшие наступательный, политический характер (в стачках участвовало в 1906 г. 1,1 млн рабочих, в 1907 г. - 740 тысяч); - новый размах крестьянского движения; - восстания моряков (Кронштадт и Свеаборг); - национал ...

“Эпоха дворцовых переворотов”
За 37 лет от смерти Петра 1 до воцарения Екатерины 2 трон занимали 6 монархов, получивших престол в результате сложных дворцовых интриг. Два из них - Иван Антонович и Петр 3 были свергнуты силой и убиты. Это эпоха временщиков , период политической нестабильности. Престол в эту эпоху занимали в основном женщины и дети, при которых огромн ...

Исключительные женщины греческого мира. Сапфо
Лишь несколько древнегреческих женских имен остались в памяти человечества, это является главным и неоспоримым свидетельством их неординарности. Сапфо являлась исключительной женщиной по разным причинам. Талантливая поэтесса, сказавшая новое слово в поэзии, сама себя называла богоизбранной. По мнению Т. Мякина, в отличие от мужской поэ ...