Материалы » Специфика периферийного развития экономики Енисейской губернии в 1850-середине 1890-х гг. » Банковско-кредитная и фискальная политика государства в сфере промышленности

Банковско-кредитная и фискальная политика государства в сфере промышленности
Страница 1

Состояние экономики во многом определяется уровнем развития банковско-кредитной системы. В условиях недостаточного развития частного кредита в стране, большое значение имела политика государства в этой сфере. Проанализируем, как она проводилась в Енисейской губернии, и рассмотрим фискальную политику правительства, чтобы определить, какое значение для властей имела енисейская экономика.

До 1860-х гг. функции банковско-кредитного учреждения в Губернии выполнял Енисейский приказ общественного призрения. Такие же приказы действовали на всей территории России, и центральные власти стремились вкладывать их средства лишь в помещичьи владения, защищая интересы класса землевладельцев. Но в условиях практически полного отсутствия помещичьих хозяйств в Енисейской губернии, приказ вынужден был ссужать капитал другим категориям населения.

Капиталы Енисейского приказа общественного призрения размещались следующим образом: частично в государственном Заемном банке, куда отсылались для увеличения все свободные суммы; частично числились за учреждениями, получавшими ссуду без залогов, на основании правительственных распоряжений; частично были розданы заемщикам под разные залоги; частично находились в наличности [2, с. 45].

С ускорением развития экономики губернии во второй четверти XIX в. капиталы приказа начали расти достаточно быстро: в 1823 г. они составляли 15 тысяч рублей, в 1832 г. –140 тысяч рублей, в 1855 г. – почти 500 тысяч рублей, в 1867 г. – почти 1 миллион рублей [1, с. 256]. Однако, эти капиталы не использовались эффективно: в 1855 г. из имеющегося капитала в ссуды было выдано лишь 8,5 тысяч рублей [2, с. 42]. Для того чтобы активизировать работу этих учреждений министру внутренних дел пришлось добиться разрешения на выдачу Енисейским и Иркутским приказами общественного призрения ссуд золотопромышленникам.

В 1850-х гг. были предприняты попытки превратить приказы общественного призрения в разветвленную сеть земских банков. В 1859 г. была создана особая комиссия для решения этого вопроса. Однако, с учреждением в 1860 г. Государственного банка дела всех банковских учреждений страны, в том числе, и приказов общественного призрения, были переданы ему, а сами старые учреждения ликвидированы. Государственному банку от приказа был передан запасной капитал, предназначенный для выдачи авансов золотопромышленникам в залог золота. Он составлял 185 тысяч рублей [2, с. 46].

В 1865 г. отделения Государственного банка открылись в Красноярске и Енисейске – центрах золотопромышленности. Поэтому в основном их деятельность этих филиалов ограничивалась учетом векселей и была направлена на обеспечение кредита для крупного капитала в золотопромышленности и торговле. Но масштабы деятельности Госбанка мало способствовали развитию губернской экономики: только 6% капиталов, вложенных в сибирские филиалы, шло на поддержку местных производителей, а остальное – в центр страны [24, с. 260]. Таким образом, Госбанк работал в интересах буржуазии центра страны, выкачивая для ее нужд средства из экономики Сибири, в ущерб ее развитию. Результатом такого отвлечения средств стала постоянная задолженность Государственного банка своим сибирским отделениям: в 1893 г. этот долг составлял 10,7 миллионов рублей [24, с. 260].

В 1860-х гг. возникает ряд общественных банков: в 1863 г. в Канске с уставным капиталом 10 тысяч рублей и Енисейске с капиталом 7 тысяч рублей, в 1867 г. – в Минусинске с капиталом 10 тысяч рублей [29, с. 80]. Они действовали в интересах местной буржуазии и кредитовали главным образом крупных промышленников и торговцев. Но масштабы их деятельности были невелики: на 1873 г. оборот Канского банка составил 183,6 тысяч рублей, прибыль – 3,8 тысячи; Енисейского – 140,6 и 3,9 тысяч рублей соответственно; Минусинского – 346,4 и 4,9 тысяч рублей [29, с. 80].

Система мелкого кредита для широких слоев населения в губернии практически отсутствовала. Лишь в 1880-х гг. в ряде волостных центров (Тинское, Тасеево, Рыбинское, Тесинское) возникают ссудно-сберегательные товарищества. Их капитал образовывался из взносов участников и капитали от общественной запашки и был невелик: от 1 до 5 тысяч рублей. Ссуды выдавались под 12% годовых [29, с. 81].

Деятельность этих организаций не получила сколько-нибудь значительных масштабов. Поэтому основными кредиторами в деревне оставались крупные хлеботорговцы, мелкие лавочники зажиточные крестьяне, к которым в кабальную зависимость попадали многие заемщики. Иногда заемные сделки заключались от имени сельского общества и в кабале оказывались целые деревни, поскольку кредитные проценты были очень высоки – 10-15% [29, с. 81].

Страницы: 1 2


Российская империя в первой половине XIX в.
Россия в первой четверти XIX в. Дворцовый переворот 1801г. Александр I. Эра либерализма. Негласный комитет. Реформы с системе государственного управления. Министерства. Государственный совет. Указ о вольных хлебопашцах. Новое положение об устройстве учебных заведений. Внешняя политика и ее основные направления, "Восточный вопрос&qu ...

Второй этап реформ
В эти же годы сам Александр уже почувствовал вкус власти и стал находить преимущества в самодержавном правлении. Разочарование в ближайшем окружении заставило его искать опору в людях, лично ему преданных и не связанных с сановной аристократией. Он приближает к себе сначала А. А. Аракчеева, а позднее М. Б. Барклая де Толли, ставшего в 1 ...

Сфера деятельности и функции
Круг полномочий римских царей — рексов — был довольно широким. Царь командовал вооруженными силами, был верховным жрецом, вершил суд, заключал международные договоры. В его руках были и ключи от хранилища казны. О деятельности царя как военачальника, как ответственного за военную мощь общины вообще, источники говорят неоднократно. Рому ...