Материалы » Средневековая цивилизация арабов » Возникновение Династии Аббасидов

Возникновение Династии Аббасидов
Страница 1

Власть Омейядов пала в 000 г. вследствие восстания Абу-Муслима, поднятого в 000 г. в Мерве и распространившегося в Иране. К восстанию присоединились хариджиты и шииты. На гребне этого победоносного восстания, свергшего Омейядов (потомки лишившихся власти омейядских халифов сумели укрепиться лишь на крайнем западе, в Испании, где ими был основан Кордовский халифат), к власти пришли халифы из нового рода – Аббасидов. Хотя Аббасиды победили с помощью шиитов, они признали официальной государственной религией суннизм и перенесли столицу в Багдад (ал-Мас’уди Золотые копи и россыпи самоцветов. /История Аббасидской династии: 749–947 гг. 2002 г. с. 565/.

В результате гражданской войны к власти пришла новая династия – Аббасиды (потомки дяди пророка Мухаммеда). В 749 г. один из них – Абу-ль-Аббасас-Саффах был провозглашен халифом. Утвердившись на престоле халифата, Аббасиды расправились с восставшими. Абу Муслим был казнен.

Потомки лишившихся власти Омейядских халифов сумели укрепиться лишь на крайнем западе, в Испании, где ими был основан Кордовский халифат.

Хотя Аббасиды победили с помощью шиитов, они признали официальной государственной религией суннизм и перенесли столицу в Багдад, основанный в 762 г.

Под знаком ислама происходили и некоторые массовые освободительные движения в колониальных странах. Самое известное – махдистское движение в Судане (Африка) 1881–1898 гг. Глава его – Мухаммед Ахмед – объявил себя махди (то есть спасителем, мессией), призванный руководить борьбой мусульман Африки против колонизаторов. Движение охватило весь Восточный Судан области далее к востоку вплоть до Красного моря. Оно продолжалось около 20 лет и лишь с трудом был подавлено англо-французским альянсом.

Характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что она энергично вмешивается во все сторон жизни людей. И личная, и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад – все это должно быт подчинено целиком религиозным законам. В прежни времена в мусульманских странах имело место полно сращивание государственной и церковной власти: глав государства (халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее духовенство составляло штат его советников, суд находился целиком в руках духовны лиц. И уголовное, и гражданское право было построен всецело на религиозном законе – шариате. Следили за выполнением норм шариата и толковали их мусульманские богословы.

Аббасиды не вели активной внешней политики – за долгие века их господства к Халифату были присоединены лишь Сицилия, Кипр и еще ряд незначительных по размеру территорий. Основной их целью было сохранить то, что уже завоевано. А сделать это было нелегко. Наместники-эмиры с течением времени все более обособлялись в управляемых ими странах и стремились превратиться в наследственных правителей. В Египте, Марокко, Ливии, Иране, в Средней Азии в течение IX–X вв. возникли фактически самостоятельные эмираты с наследственной властью. К середине Х в. под властью халифа остался лишь один Ирак, причем в самом Багдаде власть из рук халифов перешла к гвардейским военачальникам. Халифы превратились лишь в духовных руководителей, «пап ислама»; имя очередного халифа по-прежнему обязательно произносилось во время главной молитвы по пятницам всеми правоверными, его изображение обозначали на монетах. Халиф также обладал правом инвеституры – только после его формального утверждения наследник того или иного эмира получал право на место своего предшественника.

Багдад был захвачен западноиранским шахиншахом – шиитом из рода Бундов, после чего халиф окончательно лишился политической власти. Эта власть была частично восстановлена лишь после захвата Багдада турками-сельджуками.

В начале XI в. полукочевые племена огузов-туркмен во главе с предводителями из рода Сельджуков вторглись на территорию Ирана и за короткий срок завоевали Иран, Ирак, значительную часть Малой Азии. Приняв ислам, тюркские племена осели в отвоеванной у Византии Малой Азии. В начале XIII в. под ударами крестоносцев с запада и затем монголов с востока сельджукское государство распалось. Нашествие монголов положило конец и существованию Халифата Аббасидов, монголы были остановлены в своем победоносном продвижении на Ближнем Востоке лишь мамлюкскими султанами Египта. Под властью монгольских ильханов оказались Иран, Ирак, Закавказье и значительная часть Малой Азии, включая бывший сельджукский султанат.

Страницы: 1 2


Усиление реакции
Одним из парадоксов внутренней политики Александра послевоенного времени стало то обстоятельство, что попытки обновления российского государства сопровождались установлением полицейского режима, позднее получившего название “аракчеевщины”. Ее символом стали военные поселения, в которых сам Александр, впрочем, видел один из способов осво ...

Гестапо (Geheime Staatspolizei)
В апреле 1933 г. в Пруссии была создана тайная государственная полиция (гестапо), которая в 1936 г. была объединена с уголовной полицией (КРИПО) в полицию безопасности (ЗИПО). Полиция безопасности вместе с полицией порядка (ОРПО), включающей охранную полицию и жандармерию, а также со специальной службой порядка (СД) находились в ведении ...

Начало второй мировой войны.
Присоединение к СССР территорий Восточной Европы. Война с Финляндией 1 сентября 1939 г. Гитлер напал на Польшу. Началась вторая мировая война. Польская армия уступала немецкой по боевой мощи и не смогла оказать ей серьезного сопротивления. Она скорее готовилась для войны с СССР, чем с Германией, сосредоточив на советских границах 30 со ...