Материалы » Средневековая цивилизация арабов » Возникновение Династии Аббасидов

Возникновение Династии Аббасидов
Страница 1

Власть Омейядов пала в 000 г. вследствие восстания Абу-Муслима, поднятого в 000 г. в Мерве и распространившегося в Иране. К восстанию присоединились хариджиты и шииты. На гребне этого победоносного восстания, свергшего Омейядов (потомки лишившихся власти омейядских халифов сумели укрепиться лишь на крайнем западе, в Испании, где ими был основан Кордовский халифат), к власти пришли халифы из нового рода – Аббасидов. Хотя Аббасиды победили с помощью шиитов, они признали официальной государственной религией суннизм и перенесли столицу в Багдад (ал-Мас’уди Золотые копи и россыпи самоцветов. /История Аббасидской династии: 749–947 гг. 2002 г. с. 565/.

В результате гражданской войны к власти пришла новая династия – Аббасиды (потомки дяди пророка Мухаммеда). В 749 г. один из них – Абу-ль-Аббасас-Саффах был провозглашен халифом. Утвердившись на престоле халифата, Аббасиды расправились с восставшими. Абу Муслим был казнен.

Потомки лишившихся власти Омейядских халифов сумели укрепиться лишь на крайнем западе, в Испании, где ими был основан Кордовский халифат.

Хотя Аббасиды победили с помощью шиитов, они признали официальной государственной религией суннизм и перенесли столицу в Багдад, основанный в 762 г.

Под знаком ислама происходили и некоторые массовые освободительные движения в колониальных странах. Самое известное – махдистское движение в Судане (Африка) 1881–1898 гг. Глава его – Мухаммед Ахмед – объявил себя махди (то есть спасителем, мессией), призванный руководить борьбой мусульман Африки против колонизаторов. Движение охватило весь Восточный Судан области далее к востоку вплоть до Красного моря. Оно продолжалось около 20 лет и лишь с трудом был подавлено англо-французским альянсом.

Характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что она энергично вмешивается во все сторон жизни людей. И личная, и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад – все это должно быт подчинено целиком религиозным законам. В прежни времена в мусульманских странах имело место полно сращивание государственной и церковной власти: глав государства (халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее духовенство составляло штат его советников, суд находился целиком в руках духовны лиц. И уголовное, и гражданское право было построен всецело на религиозном законе – шариате. Следили за выполнением норм шариата и толковали их мусульманские богословы.

Аббасиды не вели активной внешней политики – за долгие века их господства к Халифату были присоединены лишь Сицилия, Кипр и еще ряд незначительных по размеру территорий. Основной их целью было сохранить то, что уже завоевано. А сделать это было нелегко. Наместники-эмиры с течением времени все более обособлялись в управляемых ими странах и стремились превратиться в наследственных правителей. В Египте, Марокко, Ливии, Иране, в Средней Азии в течение IX–X вв. возникли фактически самостоятельные эмираты с наследственной властью. К середине Х в. под властью халифа остался лишь один Ирак, причем в самом Багдаде власть из рук халифов перешла к гвардейским военачальникам. Халифы превратились лишь в духовных руководителей, «пап ислама»; имя очередного халифа по-прежнему обязательно произносилось во время главной молитвы по пятницам всеми правоверными, его изображение обозначали на монетах. Халиф также обладал правом инвеституры – только после его формального утверждения наследник того или иного эмира получал право на место своего предшественника.

Багдад был захвачен западноиранским шахиншахом – шиитом из рода Бундов, после чего халиф окончательно лишился политической власти. Эта власть была частично восстановлена лишь после захвата Багдада турками-сельджуками.

В начале XI в. полукочевые племена огузов-туркмен во главе с предводителями из рода Сельджуков вторглись на территорию Ирана и за короткий срок завоевали Иран, Ирак, значительную часть Малой Азии. Приняв ислам, тюркские племена осели в отвоеванной у Византии Малой Азии. В начале XIII в. под ударами крестоносцев с запада и затем монголов с востока сельджукское государство распалось. Нашествие монголов положило конец и существованию Халифата Аббасидов, монголы были остановлены в своем победоносном продвижении на Ближнем Востоке лишь мамлюкскими султанами Египта. Под властью монгольских ильханов оказались Иран, Ирак, Закавказье и значительная часть Малой Азии, включая бывший сельджукский султанат.

Страницы: 1 2


Военные походы на Бaлkaнax
После смерти Сулеймана в 1357 году военные походы на Балканах возглавил его брат, который, получив от халифа титул султана, остался в истории под именем Мурада I Этот титул был подтвержден и для его преемника Баязида I (1389—1402). Османский султанат, будущая Османская империя, по своей административной структуре ничем не отличался от ...

Появление профессиональных государственных служащих при Петре I
Совершенствование государственного управления напрямую было связано с созданием новой системы государственной службы. Решая проблему организации государственной службы (как военной, так и гражданской), Петр I ввел в действие имевшую силу законодательного акта «Табель о рангах». Она состояла из таблицы и восемнадцати пояснительных пункто ...

Крещение Руси «Культурный переворот»
Повесть временных лет гласит «В год 6494 (986). Пришли болгары магометанской веры, говоря: "Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету". И спросил Владимир: "Какова же вера ваша?". Они же ответили: "Веруем Богу, и учит нас Магомет » но отверг их предложение, так как н ...