Опричный террор.

Сразу же усилились преследования и казни неугодных царю людей. Репрессии приобрели массовый характер и в стране установился режим террора. В нем особо отличились боярин Алексей Басманов, князь Афанасий Вяземский, думный дворянин Малюта Скуратов-Бельский.

Новая политика Ивана Грозного, направленная на физическое уничтожение политических противников и конфискацию их земельных владений, встретила по-началу сопротивление. На Земском соборе 1566 г. группа дворян подала челобитную об отмене опричнины. Царь велел казнить челобитчиков. Был смещен с престола недовольный опричниной митрополит Афанасий, задушен осуждавший царя митрополит Филипп Колычев.

С 1568 г. началась большая волна репрессий, апогеем которой стал поход опричников на Новгород в 1570 г. По ложному доносу новгородцы, якобы, собирались перейти на сторону Литвы. По пути в Новгород опричники разорили Тверь и Торжок, а в Новгороде устроили настоящую резню, убив не менее четырех тысяч человек. Массовые убийства сопровождались грабежами населения городов и сел. Весной началось следствие по делу о новгородской "измене", а летом на Красной площади в Москве была проведена публичная казнь более ста человек. Их перед тем страшно пытали и среди палачей были сам царь с сыном Иваном. Тогда же в стране началась эпидемия чумы, а в следующем 1571 г. Москву разграбил и сжег неожиданно напавший на столицу крымский хан Девлет-Гирей. Его войско прозевали на границе опричники, морально разложившиеся к тому времени и ставшие убийцами и грабителями в собственной стране. Теперь уже самому Ивану Грозному стала очевидна вся пагубность политики опричнины. Осенью 1572 г. царь опричнину "отставил" и даже само слово запретил произносить под угрозой смертной казни. Массовый террор был прекращен, но казни продолжались еще несколько лет.


Внешняя политика.
Международное положение России после Смуты было очень тяжелым. Она не имела союзников в Европе, потеряла смоленские земли на западе и часть новгородских земель на северо-западе. Новая династия Романовых не имела полного международного признания. Государство находилось в полуразрушенном состоянии. Сохранялась постоянная угроза вторжения ...

Столыпин и Дума.
П.А.Столыпин пришел к власти в переломный момент, когда в правящих кругах происходил пересмотр политического курса. Новый курс представлял собой попытку царизма укрепить свою социальную опору, расшатанную революцией, сделав ставку на крестьянство. Столыпину было доверено обеспечить сожительство неограниченной власти самодержавия с народ ...

Народничество: идеология и политическая практика
Народничество, идеология и движение разночинной интеллигенции, господствовавшие на буржуазно-демократическом этапе освободительной борьбы в России (1861—95) и отражавшие интересы крестьянской демократии. Соединяя радикальную буржуазно-демократическую антифеодальную программу с идеями утопического социализма, Народничество одновременно в ...