Материалы » Отечественная история » Правление Ярослава Мудрого.

Правление Ярослава Мудрого.

После смерти Владимира в 1015 г. началась усобица между сыновьями. Её начал старший в роду - приёмный сын Святополк /его отцом был Ярополок, а матерью - Рогнеда/, которого Владимир не любил. Убив братьев Бориса, Глеба и Святослава, Святополк утвердился в Киеве, получив прозвище "Окаянного". Следующий за ним по старшинству 28-летний Ярослав, сидевший в Новгороде, собирает войско и вступает в борьбу за престол. Несколько лет братья воевалили с переменным успехом, пока удача не улыбнулась Ярославу.

Святополк бежал за границу и умер в пути. Ярослав же, сумевший пробиться к отцовскому престолу, сохранял его почти 35 лет /1019-1054/, оттеснив от управления остальных братьев.

Правление Ярослава считается временем расцвета Киевской Руси, её наивысшего могущества. В 1036 г. он разгромил печенегов, и они перестали нападать на Русь. На правом берегу Днепра была возведена новая линия укреплений, граница Руси продвинулась до реки Рось. Ярослав совершил несколько походов против ятвагов, ляхов, а в землях прибалтийской чуди построил крепость Юрьев.

Члены русского княжеского дома породнились со многими королевскими домами Европы. Сам Ярослав женился на дочери шведского короля Инигерде, дочь Анастасию выдал за венгерского короля, Елизавету - за норвежского принца/после его гибели она вышла замуж за датского короля/, Анну - за французского короля Генриха I. Сын Ярослава Владимир был женат на сестре польского короля, а Всеволод-на дочери византийского императора Марии.

В 1016 г., готовясь к походу на Святополка, Ярослав ввёл в Новгороде первый на Руси писаный свод законов - "Русскую правду", который стал потом действовать во всём государстве. Он устанавливал порядок и законность назначив наказания за различные преступления, ограничивал кровную месть-пережиток родового общества. Вместе с тем "Русская Правда" отразила и развивающееся социальное неравенство : наряду со свободными людьми в ней говорится и о зависимом населении - челяди и холопах.

При Ярославе укрепилась церковь, которая сделала первый шаг к независимости от Константинополя. Вместо назначаемого из Византии митрополита-иностранца Ярослав выдвинул русского священника Илариона, который был избран на этот пост собранием русских епископов в 1051 г. Ярослав, по отзывам современников, отличался большой набожностью, знанием церковных сочинений, за что и был прозван "Мудрым".

При нем по стране развернулось грандиозное по тем временам строительство: закладывались новые города, возводились церкви. В 1037 г. в Киеве был заложен собор Святой Софии, где потом князь был похоронен. Открывались школы, были созданы первые библиотеки.

Умирая, Ярослав распределил управление Русью между пятерыми сыновьями. Трое старших получили наиболее важные уделы Изяслав - Киев и Новгород, Святославу досталась Черниговская и Муромо-Рязанская земли, Всеволоду - Переяславль и Суздаль. Ярослав завещал сыновьям жить в согласии и во всём слушаться старшего Изяслава.


Историческое значение «Крещение Руси»
Историческое значение этого времени заключалось в следующем: 1)Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства. 2)Создание условий для полнокровного сотрудничества племен Восточно-Европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями. 3)Русь была признана как христианское государство, что определило более выс ...

Кооперативное движение.
Ссуды крестьянского банка не могли полностью удовлетворить спрос крестьянина на денежную массу. Поэтому значительное распространение получила кредитная кооперация, которая прошла в своем движении два этапа. На первом этапе преобладали административные формы регулирования отношений мелкого кредита. Создавая квалифицированные кадры инспек ...

Палестино – израильский конфликт в контексте истории. Исторические предпосылки палестино - израильского конфликта
Государство Израиль появилось на политической карте мира в мае 1948г.,однако подготовительная работа по созданию еврейской государственности велась задолго до этого. На протяжении долгих столетий для евреев, рассеянных по разным странам мира, было свойственно стремление к возврату в «землю обетованную», где когда-то было их государство. ...