Материалы » Отечественная история » Восточные славяне и их соседи в VI - IХ вв. Расселение и быт восточных славян.

Восточные славяне и их соседи в VI - IХ вв. Расселение и быт восточных славян.
Страница 1

О расселении восточных славян рассказывает "Повесть временных лет", данные которой уточнены археологами. Славянские земли простирались от Онежского и Ладожского озер на севере до устьев реки Прут, Днестр, Днестр, Южный Буг на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке. Здесь, начиная с VI в., сложилось около полутора десятков племенных союзов образовавшихся путем объединения нескольких племен вокруг более сильного, давшего название всему союзу ( поляне, древляне, дреговичи, радимичи, северяне, уличи, тиверцы, волыняне, белые хорваты, кривичи, полочане, ильменские словене).

Основным занятием славян было земледелие в сочетании со скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством, ремеслом и торговлей. В южной лесостепной зоне господствовала переложная система земледелия, в лесной - подсечно-огневая. С VII-VIII вв. распространением железных пахотных орудий повсеместно развивается пашенное земледелие, хотя в лесах подсека преобладала до ХIII в. Уходит в прошлое необходимость в больших родовых коллективах, начинается распад родовой общины и переход к соседской, разрушается родовое равенство.

VI-VIII вв. - последний этап родоплеменного строя у славян /период военной демократии/. Высшим органом управления продолжает оставаться народное собрание/вече/, но его значение падает. В условиях постоянных войн растет влияние военных вождей /князей/, Князь, избиравшийся ранее на вече, превращает свою власть в наследственную. Вокруг него формируется сначала временная, а затем постоянная дружина, которая в мирное время помогает управлять племенем. Военно-дружинная знать, сильная своей корпоративной сплоченностью, оттесняет на второй план родо-племенную. Добровольные подношения соплеменников, позднее превращаются в постоянную дань-полюдье с подвластного населения. Полученный доход становится для знати основным источником существования, значение же военной добычи падает. Сбор дани был первой формой эксплуатации свободного земледельческого населения в славянском обществе. Распространилось и рабство, в которое обращали в основном иноплеменников.

Ряд исследователей полагает, что военно-дружинные корпорации становились верховными собственниками земель, населенных общинниками-земледельцами. Это означает, что славяне в IХ в. начинают переходить к феодальным отношениям, хотя основная масса общинников даже во времена Киевской Руси была лично свободной.

Разложению родового строя способствовали отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности зарождение городов и рост внешней торговли. На торговых путях, близ резиденции князей, языческих капищ возникают поселения ремесленников. Так появляются Киев, Смоленск, Любеч и др. Они становятся племенными, религиозными, ремесленно-торговыми центрами и крепостями. Через славянские земли пролегали торговый путь "из варяг в греки", торговые магистрали на восток и на запад. Они не только расширяли контакты с внешним миром, но и связывали воедино племена, разбросанные по необъятным просторам Русской равнины.

Быт славян к этому времени сильно изменился под воздействием начавшегося разложения родоплеменного строя и контактов с соседями, однако по-прежнему отличался патриархальностью. Между племенами, стоявшими на разном уровне развития, появилось немало различий. Нестор особо выделял обычаи и семейные традиции полян, противопоставляя им древлян, радимичей, вятичей и северян, которые "жили в лесу как звери". У них сохранялся древний обычай умыкания невест на игрищах. Умерших славяне сжигали, помещая их в деревянные ладьи /это означало, что человек уплывает в подземное царство/, а затем устраивали тризну. Иногда вместе с покойником хоронили одну из его жён.

Обычаи славян были связаны с языческими верованиями, уходящими корнями в далёкое прошлое. Славяне обожествляли силы природы и поклонялись предкам. Наиболее почитаемыми были: Даждь-бог/бог плодородия/, Ярила/бог животворящих сил природы/, Стрибог/бог ветра/, Перун/бог грозы, войны и оружия/, выдвинувшийся вперёд в период военной демократии, Велес /бог скота/, Хорс /бог сонца/, который вместе с Симарглом / бог почвы/, пришёл из мира иранских племён, и др. Был сильно развит культ предков /Род, Рожаница, Пращур/, культ "берегынь"/доброго, помогающего человеку духа/, а также духов, олицетворяющих зло /упыри, злебоги, оборотни/. Славяне верили в домовых, кикимор, чертей, леших, русалок.

Соседи славян. Ближайшими соседями славян были финно-угорские племена, балты и кочевники степей.

Финно-угры /чудь, меря, весь, мурома и др. /, многочисленное, но редкое население лесной зоны, занимались в основном рыболовством и лесными промыслами. Сюда шёл поток славянской колонизации. Но конфликты были редки, ибо земли хватало всем. Происходила взаимная ассимиляция /смешивание/ угро-финнов и славян.

Страницы: 1 2


Политика «военного коммунизма»
Политика «военного коммунизма», хотя и проводилась в годы гражданской войны, не была порождением условий войны. Она вытекала из большевистской доктрины, являлась выражением её сути, её представлений об экономике, политической системе социализма, методах его строительства. Гражданская война лишь способствовала тому, что режим «военного к ...

Меры поверхности.
При изучении мер поверхности в древнерусском государстве исследователь встречается с большой неопределенностью показаний источников. На основании сведений, сообщаемых источниками, можно установить, что земля измерялась селами и плугами. Вопрос о том, равно ли село плугу или не равно, остается открытым. В ст. 58 «Русской правды» по Кара ...

Крестьянская война под предводительством С. Разина.
Движение раскольников расширялось в обстановке заметно ухудшившегося положения основной массы крестьян и горожан. Это было следствием усилившейся эксплуатации крестьян после их полного закрепощения и ужесточения налогового гнета. Широко распространились массовые, иногда целыми деревнями, бегства крестьян и холопов от своих господ. Район ...