Материалы » История России XX век » Внешняя политика

Внешняя политика
Страница 1

Самым значительным геополитическим событием в 90-е годы явился развал многовековой Российской державы. Он был обусловлен действием «закона распада империй», ускорен социально-экономическим и политическим кризисом советской системы. На месте СССР образовались 15 независимых республик, а Российская Федерация стала его преемницей де-факто. Россия уже не имела статуса сверхдержавы, её роль в международных делах резко ослабла. Она лишилась бывших союзников, а другие государства дистанцировались от нее. К её рубежам приблизился военный блок. В мире заговорили о провале экономической реформы в России, коррумпированности власти, экспорте «русской мафии» и др. www.cultshine.ru

В феврале 1996 г. Россия сделала свой выбор - стала членом Совета Европы, тем самым подтверждая свою европейскую ориентацию, готовность соблюдать права человека, приверженность к демократии. Членство увенчалось ратификацией конвенции по правам человека. Однако не все шло гладко с выполнением взятых на себя обязательств.

Приоритетным направлением внешней политики России считалось укрепление отношений с бывшими союзными республиками, большинство из которых объединены в СНГ (за исключением республик Прибалтики). Однако большую часть этих связей она растеряла. Властям России не хватало дальновидности, чтобы с учетом изменившейся ситуации разработать новую концепцию взаимоотношений с «ближним зарубежьем». На Москву давил комплекс «старшего брата», оттолкнувший от себя большинство республик. С другой стороны, и сами молодые государства стремились к избавлению от опеки бывшего центра, от любой формы зависимости от него. В результате произошла экономическая и политическая переориентация государств СНГ на страны дальнего зарубежья.

Зато интеграционный процесс задействован в отношениях России и Белоруссии, которые вошли в некий союз с неопределенным статусом. Не были достигнуты желаемые дружественные отношения России с Украиной. История оставила немало проблем, которые обостренно воспринимаются националистическими силами в обоих государствах. На Украине они раздували «антимоскальские» настроения, а в России с территориальными претензиями выступали некоторые политические деятели, в том числе столичный мэр Ю. Лужков (в отношении Крыма, Севастополя, Черноморского флота). В мае 1997 г. Москва и Киев заключили Большой договор, предусматривающий взаимовыгодное сотрудничество, создание основ стратегического партнерства.

Курс на обеспечение европейской безопасности с ОБСЕ в качестве краеугольного камня претерпел серьезные коррективы: усилился и расширил свои границы Североатлантический блок, он стал играть важную роль в европейских делах. Поставленная цель дальнейших радикальных сокращений вооружений и недопущения подрыва договора по ПРО не была реализована. Россией намеренно затягивалась ратификация договора СКВ-2 в попытке увязывать ее с другими проблемами, а теперь США объявили о своем намерении выйти из него с целью создания космического щита.

На восточном направлений внешней политики Кремль выступал с инициативой заключения мирного договора с Японией к 2000 г. Она оказалась не подкрепленной решимостью определить наконец судьбу четырех южно-курильских островов, являющихся ключевыми во взаимоотношениях сторон. Нормальные политические отношения сложились с Китаем, хотя они не базируются пока на прочной экономической основе.

Главный успех во внешней политике России состоял в том, что Россия удержалась, не сползла в полномасштабную конфронтацию с Западом, когда вставали вопросы о расширении НАТО, бомбардировке Сербии и операции против Ирака. Каждый раз Москва выходила из этих кризисов, частично восстанавливая свои отношения с Западом.

Многие издержки российской внешней политики связаны с тем, что страна потеряла статус сверхдержавы, а претензии на роль великой державы остались. Но они не подкреплялись объективным экономическим и социальным потенциалом. Запад в отношении России вел себя осторожно, не пытался помочь России стать могущественной державой, но и дестабилизировать её не хотел это было оправдано: Россия со временем смирится со своим новым положением одной из средних держав, так как без экономического могущества невозможно стать супердержавой вопреки питаемым иллюзиям. Статус средней миролюбивой и уважаемой державы был бы для России весьма привлекательным.

Страницы: 1 2


Реформирование системы государственного управления в первой четверти 18 века.
Многочисленные перестройки проводимые Петром 1 в области управления государством, привели к созданию централизованной системы органов управления. В 1721 году Петра 1 провозгласили императором, что означало дальнейшее усилие власти самого царя. В 1711 году вместо Боярской думы был учрежден Сенат. В него вошли 9 ближайших Петру 1 сановн ...

Наука о человечестве Б. Ф. Поршнева
Сам Поршнев считал предметом своей основной специальности проблематику антропогенеза. В предисловии к главному труду Б. Ф. Поршнева, подводящего итог его исследования в области антропогенеза и намечающим программу дальнейших исследований – «О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии)»,[25] Н. Момджян и С. А. Токарев пишут: ...

Политический кризис 1993 г. Принятие Конституции РФ
Президентская сторона между тем работала над проектом новой Конституции страны, который обсуждался и был одобрен на Конституционном совещании. На одном из заключительных этапов совещания представители Верховного Совета отказались участвовать в его работе и окончательный проект был подготовлен командой Ельцина. Летом противостояние власт ...