Материалы » Жизнь Александра I » Реформаторская деятельность Александра 1

Реформаторская деятельность Александра 1
Страница 3

Ободренные этим первым начинанием, некоторые свобо­домыслящие помещики возымели желание, вступая в согла­шение со своими крепостными крестьянами, освобождать их на волю целыми селениями. Доселе не существовало за­кона о таком массовом освобождении крестьян.

Сын екатерининского фельдмаршала граф Сергей Ру­мянцев задумал отпустить на волю 199 душ своих крестьян с землей по добровольному соглашению с ними, но при этом он представил правительству проект общего закона о сделках помещиков с крепостными крестьянами. Прави­тельство приняло этот проект, и 20 февраля 1803 г. издан был указ о свободных хлебопашцах: помещики могли всту­пать в соглашение со своими крестьянами, освобождая их непременно с землей целыми селениями или отдельными семьями. Эти освобожденные крестьяне, не записываясь в другие состояния, образовали особый класс «свободных хлебопашцев»[9]. www.pguides.ru

Закон 20 февраля был первым решительным выраже­нием правительственного намерения отменить крепостное право.

Серьезные меры для улучшения положения крепост­ных крестьян были предприняты в эти годы лишь в При­балтийском крае. «Положениями», изданными для кресть­ян Лифляндской иЭстляндской губерний в 1804 и 1805 гг., запрещалась продажа крестьян без земли, крестьянам пре­доставлялись гражданские права, вводились крестьянское самоуправление и крестьянские суды; крестьяне станови­лись наследственными владельцами своих участков, раз­меры их повинностей и платежей в пользу господ должны были определяться особыми комиссиями.

Больших успехов достигло в эти годы правительство на поприще народного просвещения. Новоучрежденное ми­нистерство народного просвещения с состоящим при нем «главным правлением училищ» не только выработало, но, в значительной мере осуществило план довольно широкого развития среднего и высшего образования. План этот, из­ложенный в указе 26-го января 1803 г. устанавливает четыре рода училищ: сельские приходские, уездные, губернские училища или гимназии (с очень широкой программой преподавания), университеты.

Учреждение приходских училищ, отнесенное на местные средства и предоставленное местной инициативе, не получило широ­кого развития; остальных школ к 1805 г. было: 6 универ­ситетов, 42 гимназии (не считая польских и литовских губерний и Прибалтийского края) и 405 уездных училищ.

В 1804 г. были открыты Харьковский и Казанский уни­верситеты и педагогический институт в Петербурге, позже преобразованный в университет; в Вильне был учрежден университет с польским языком преподавания, в Юрьеве (Дерпте) был немецкий университет. Вся Россия была разделена на 6 учебных округов, с «попечителями» во главе. Фактическое руководство делом народного просве­щения (как и цензура выходящих книг) было в каждом округе предоставлено местному университету. Универси­тетский устав 1804 г. предоставил широкую автономию советам профессоров, которые выбирали ректора, деканов четырех факультетов и профессоров на вакантные кафедры.

Начало XIX века характеризуется быстрым культур­ным и политическим ростом русского общества. Издается масса новых книг, преимущественно переводных эконо­мических, политических, юридических и философских трактатов. Развивается русская литература (Карамзин, Жуковский, Крылов и др.), появляется ряд журналов раз­ных направлений («Вестник Европы», «Журнал Россий­ской Словесности», «Северный Вестник»).

Таковы были первые опыты перестройки управления и общественных отношений, они составляют первую эпоху преобразовательной деятельности Александра.

Опыты эти недостаточно обдумывались и страдали важ­ными недостатками: недостаточно соглашались одни с дру­гими, велись чрезвычайно торопливо; так, новые централь­ные ведомства, министерства явились единоличными учреж­дениями, а руководимые ими губернские учреждения сохра­нили прежний коллегиальный строй. Затем последовали известные внешние события, на некоторое время отвлек­шие императора от внутренних работ; то было участие в двух коалициях против Франции — в 1805 г. в союзе с Австрией, в 1806—1807 гг.— в союзе с Пруссией.

Страницы: 1 2 3 


Внешняя политика.
Борис Годунов смог на некоторое время стабилизировать международное положение России. В результате непродолжительной войны со Швецией в 1590-1593 гг. были возвращены новгородские земли в устье Невы, потерянные во время Ливонской войны /города Ивангород, Ям, Копорье, Корела/. Самые сложные на Западе отношения с Речью Посполитой были прив ...

Внешняя политика
Придя к власти, Александр попытался проводить свою внешнюю политику как бы с “чистого листа”. Новое русское правительство стремилось создать в Европе систему коллективной безопасности, связав все ведущие державы между собой рядом договоров. Однако уже в 1803 мир с Францией оказался для России невыгодным, в мае 1804 российская сторона от ...

Антибольшевистские правительства России
Белое движение сформировалось в ноябре 1917 г., когда бывший начальник штаба императора генерал М.В.Алексеев начал формировать в Новочеркасске Добровольческую армию. Для управления подчиненной территорией сформирован административный орган – Особое совещание. После смерти Алексеева в 1918 г. главнокомандующим ДА и председателем ОС стал ...