Материалы » Жизнь Александра I » Реформаторская деятельность Александра 1

Реформаторская деятельность Александра 1
Страница 3

Ободренные этим первым начинанием, некоторые свобо­домыслящие помещики возымели желание, вступая в согла­шение со своими крепостными крестьянами, освобождать их на волю целыми селениями. Доселе не существовало за­кона о таком массовом освобождении крестьян.

Сын екатерининского фельдмаршала граф Сергей Ру­мянцев задумал отпустить на волю 199 душ своих крестьян с землей по добровольному соглашению с ними, но при этом он представил правительству проект общего закона о сделках помещиков с крепостными крестьянами. Прави­тельство приняло этот проект, и 20 февраля 1803 г. издан был указ о свободных хлебопашцах: помещики могли всту­пать в соглашение со своими крестьянами, освобождая их непременно с землей целыми селениями или отдельными семьями. Эти освобожденные крестьяне, не записываясь в другие состояния, образовали особый класс «свободных хлебопашцев»[9]. www.pguides.ru

Закон 20 февраля был первым решительным выраже­нием правительственного намерения отменить крепостное право.

Серьезные меры для улучшения положения крепост­ных крестьян были предприняты в эти годы лишь в При­балтийском крае. «Положениями», изданными для кресть­ян Лифляндской иЭстляндской губерний в 1804 и 1805 гг., запрещалась продажа крестьян без земли, крестьянам пре­доставлялись гражданские права, вводились крестьянское самоуправление и крестьянские суды; крестьяне станови­лись наследственными владельцами своих участков, раз­меры их повинностей и платежей в пользу господ должны были определяться особыми комиссиями.

Больших успехов достигло в эти годы правительство на поприще народного просвещения. Новоучрежденное ми­нистерство народного просвещения с состоящим при нем «главным правлением училищ» не только выработало, но, в значительной мере осуществило план довольно широкого развития среднего и высшего образования. План этот, из­ложенный в указе 26-го января 1803 г. устанавливает четыре рода училищ: сельские приходские, уездные, губернские училища или гимназии (с очень широкой программой преподавания), университеты.

Учреждение приходских училищ, отнесенное на местные средства и предоставленное местной инициативе, не получило широ­кого развития; остальных школ к 1805 г. было: 6 универ­ситетов, 42 гимназии (не считая польских и литовских губерний и Прибалтийского края) и 405 уездных училищ.

В 1804 г. были открыты Харьковский и Казанский уни­верситеты и педагогический институт в Петербурге, позже преобразованный в университет; в Вильне был учрежден университет с польским языком преподавания, в Юрьеве (Дерпте) был немецкий университет. Вся Россия была разделена на 6 учебных округов, с «попечителями» во главе. Фактическое руководство делом народного просве­щения (как и цензура выходящих книг) было в каждом округе предоставлено местному университету. Универси­тетский устав 1804 г. предоставил широкую автономию советам профессоров, которые выбирали ректора, деканов четырех факультетов и профессоров на вакантные кафедры.

Начало XIX века характеризуется быстрым культур­ным и политическим ростом русского общества. Издается масса новых книг, преимущественно переводных эконо­мических, политических, юридических и философских трактатов. Развивается русская литература (Карамзин, Жуковский, Крылов и др.), появляется ряд журналов раз­ных направлений («Вестник Европы», «Журнал Россий­ской Словесности», «Северный Вестник»).

Таковы были первые опыты перестройки управления и общественных отношений, они составляют первую эпоху преобразовательной деятельности Александра.

Опыты эти недостаточно обдумывались и страдали важ­ными недостатками: недостаточно соглашались одни с дру­гими, велись чрезвычайно торопливо; так, новые централь­ные ведомства, министерства явились единоличными учреж­дениями, а руководимые ими губернские учреждения сохра­нили прежний коллегиальный строй. Затем последовали известные внешние события, на некоторое время отвлек­шие императора от внутренних работ; то было участие в двух коалициях против Франции — в 1805 г. в союзе с Австрией, в 1806—1807 гг.— в союзе с Пруссией.

Страницы: 1 2 3 


Модель брака и брачность. Общая характеристика социальной и демографической ситуации
Как и большинство западноевропейских государств, Франция возникла на обломках империи Карла Великого. Отдаленное от нас более чем тысячелетием, это время плохо освещено дошедшими до нас источниками. Тем не менее ни один исследователь, стремящийся дать сколько-нибудь цельную картину французской истории, не может обойтись без характеристи ...

Образование древнерусского государства: причины и особенности
Киевская Русь одно из крупнейших государств Средневековья IX-XII вв. В отличие от других стран, как Восточных, так и Западных, процесс формирования государственности имел свои специфические черты – пространственные и геополитические. В ходе своего становления Русь приобрела особенности как Восточных, так и Западных государственных образ ...

Структура государственной власти в конце XVI века
Сложившаяся в России система государственного управления не устраивала различные категории населения: · Великого князя не устраивала необходимость советоваться с боярами по всем основным вопросам, в том числе по вопросу престолонаследия; · Неродовитые служилые люди не получали повышения по службе; · Неслужилые классы общества были не ...