Цари-боги

Широко кругом простирается небо вдали. Но нет под небом, ни пяди нецарской земли. На всем берегу, что кругом омывают моря, — Повсюду на этой земле только слуги царя. Из древнекитайской «Книги песен», XI—VII вв. до н. э.,

Итак, цари занимали совершенно исключительное положение в деспотическом государстве. Царь считался, по крайней мере, формально, единственным собственником всех земель, во время войн стоял во главе армии, был высшей инстанцией в суде, к нему стекались налоги, он организовывал ирригационные работы, являлся верховным жрецом, посвященным во все таинства. Стабильность деспотий поддерживалась и за счет веры в божественность царя. В Египте, например, фараон именовался не только Владыкой Обеих Земель, т. е. Южного и Северного Египта, но и живым воплощением бога Хора, владыки небес. Впоследствии фараон был наделен «солнечным именем» — он стал богом Ра. Дворец его считался храмом. Его имя запрещалось произносить, ибо оно, как считали, обладало особой магической силой, которую нельзя расходовать впустую.

В Китае императора называли Сыном Неба, верховного божества.

В древнейшей индийской религиозной книге Веды было написано, что царь создан из частиц тела разных богов «и поэтому он блеском превосходит все созданные существа . Подобно солнцу, он жжет глаза и сердце, и никто на земле не может смотреть на него. По своему [сверхъестественному] могуществу он есть огонь и ветер, он — солнце и луна, он — владыка правосудия .».

Все эти пышные титулы были не просто цветистыми метафорами, с помощью которых царь возвеличивался над своими подданными. Не в переносном, а в прямом смысле для древних людей царь был богом в человеческом образе. Это верование восходило еще к временам первобытности, к таинственным ритуалам, в которых вождь племени, он же жрец, исполнял роль творца, создающего из хаоса мировой порядок. Как и в первобытную эпоху, в древних цивилизациях сохранялась вера в то, что царь (вождь) обладает магической силой, от которой зависит благополучие его народа. Эта сила распространяется на подданных и после смерти царя, а точнее, после его перехода в иной мир. Поэтому при похоронах царя очень большое значение придавалось правильному выполнению всех погребальных обрядов. Гигантские пирамиды строились в Египте для того, чтобы обустроить его новое «жилище» как можно лучше: ведь от загробного блаженства «великого бога» зависело процветание страны.

Эти древние представления уходили в прошлое очень медленно: постепенно изживалось представление о том, что царь является богом (в Китае уже в I тысячелетии до н. э. появилась идея о том, что неправедного царя можно сместить), но вера в то, что царская власть священна, останется надолго.


Модель брака и брачность. Общая характеристика социальной и демографической ситуации
Как и большинство западноевропейских государств, Франция возникла на обломках империи Карла Великого. Отдаленное от нас более чем тысячелетием, это время плохо освещено дошедшими до нас источниками. Тем не менее ни один исследователь, стремящийся дать сколько-нибудь цельную картину французской истории, не может обойтись без характеристи ...

Политический кризис 1993 г. Принятие Конституции РФ
Президентская сторона между тем работала над проектом новой Конституции страны, который обсуждался и был одобрен на Конституционном совещании. На одном из заключительных этапов совещания представители Верховного Совета отказались участвовать в его работе и окончательный проект был подготовлен командой Ельцина. Летом противостояние власт ...

Образование государства Волжская Булгария
В VII в. в степях Приазовья и Причерноморья возник большой, сильный болгарский союз племён. Первым кто объединил болгар, был князь Органа из рода Дуло. Главой государства, вошедшего в историю под названием Великая Болгария, стал в 632 году Хан Курбат, племянник Органы. Ему удалось создать сильное централизованное государство. Однако, ...