Материалы » История России » Реформы и контрреформы в России в XIX веке

Реформы и контрреформы в России в XIX веке
Страница 3

Реформы

середины XIX века имели большое значениеи получили название «революция «сверху». Эти реформы коренным образом изменили общество и по своим результатам были сопоставимы с революцией. Но в отличие от революции общество менялось мирно, постепенно. Реформы проводила власть сверху, чтобы избежать революции снизу. Это было с одной стороны эффективно, так как в руках государства были сосредоточены ресурсы, финансы. Но с другой стороны само государство и являлось главным тормозом этих реформ в лице министров, губернаторов, советников, администрации. Именно эта группа чиновников, имевших силу, влияние, связи, деньги, оказывала противодействие реформам. На лекции подробно будет рассказано о методах противодействия бюрократического аппарата реформам. www.pinfos.ru

Несмотря на огромное общественное значение и важность, реформы были не завершены. Правительство осуществляло реформы непоследовательно, сохранены были феодальные пережитки, политические структуры мало изменились в отличие от экономики, сохранился жесткий бюрократический централизм, который ограничивал общественную самостоятельность, земскую и судебную реформы, реформу печати. По существу не был решен важнейший вопрос – аграрный. Не была принята конституция, не было законодательной власти и политических партий. Это не случайно, власть опасалась ослабления основ самодержавия. И в 1870-х годах Александру II уже не до реформ, как не до них и Александру I после 1810 года. Общество вступает в новую стадию перехода к контрреформам.

Таким образом, в те годы не удалось создать необходимых условий для развития капитализма и строительства правового государства.

В пореформенное десятилетие началось

бурное железнодорожное строительство

. За 1862–1873 гг. возникло 53 железнодорожных обществ. Для строительства железных дорог были использованы деньги, полученные Россией за Аляску в 1867 г. В 1861 г. действовало 1488 верст железных дорог. За 1861–1865 гг. построено 2055 верст, за 1866–1870 гг. – 6659 верст железных дорог.

После воцарения Александра III (Миротворец) был выработан новый «жесткий» курс во всех областях общественной жизни. Контрреформы 1882–1893 гг. свели на нет завоевания реформ 1863–1874 гг. Они ограничили свободу печати, самостоятельность местного самоуправления и его демократичность. Контрреформы конца XIX века фактически закрыли путь демократическим преобразованиям.

История России показала, что власть хронически запаздывала с проведением необходимых преобразований и не желала идти на сколько-нибудь значительные уступки. Реформы проводились только под давлением чрезвычайных обстоятельств.

Опыт реформ и контрреформ XIX века помогает понять проблемы современного развития России.

Страницы: 1 2 3 


Отечественная война 1812 г.
В 1812 г. начался новый перерыв во внутренней деятель­ности Александра1. Внешние события надолго от­влекли внимание правительства и общества от внутренних дел. Наполеон, продолжая распоряжаться в Европе как полновластный хозяин, между прочим выгнал родственника императора Александра, гер­цога Ольденбургского, из его владений за недоста ...

Сооружение амурской железной дороги
В Государственной Думе третьего созыва Петр Аркадьевич защищал 31 –го марта 1908 г. дело сооружения Амурской железной дороги, проводившейся уже в то время на основании ст. 87 Основных Законов. Возражения части Государственной Думы сводились к тому, что для ослабевшего государства ассигнование на это дело 238 миллионов рублей является не ...

Аграрная реформа П.А. Столыпина
Одним из наиболее заметных событий во внутренней политике Российской империи между двумя революциями стали реформы П. А. Столыпина . Давно назревавшая аграрная реформа стала необходима после революционных событий 1905 г. Ее разработка и проведение связаны с именем П. А. Столыпина – с 1906 г. министра внутренних дел, а с 3 июня 1907 г. – ...