Смутное время » Новая династия

Новая династия
Страница 1

В 1613 году был созван один из самых крупных Земских соборов в истории. На нем присутствовали представители всех сословий страны. Вопрос, рассматриваемый этим собором, был архиважен: кто встанет во главе государства, избитого смутой? Кто возьмет на себя роль спасителя России? Назывались многие кандидатуры, в том числе и имя семнадцатилетнего Михаила Романова.

Зачинщиком и главным деятелем в пользу его кандидатуры был, по-видимому, Федор Иванович Шереметьев. Он внушал боярам, что юный и неопытный Михаил неминуемо будет вынужден предоставить им действительную власть. Шереметьев писал В.В. Голицыну: "Мы изберем Мишу Романова. Он молод и еще незрел умом, и нам с ним будет повадно".

В последнюю минуту Минин и даже Пожарский тоже высказались за эту кандидатуру. С другой стороны, она естественно льстила духовенству. Епископы и архимандриты имели видения, указывающие на Михаила, как на "избранника Божия", а это производило впечатление на народ. Летописи говорят, что воинские люди, дворяне, дети боярские и казаки, собравшись в большом числе, прислали на собор послание в этом же смысле, а Палицын хвастался, что служил посредником в этой демонстрации. В той или иной форме, одно вмешательство казаков здесь несомненно. Они волновались и громко заявляли, что не желают другого кандидата. Из этих элементов, засвидетельствованных историей, возникла новая легенда. Собору приходилось обсудить предварительный вопрос: имеются ли налицо представители рода бывших царей? Духовенство просило отложить решение до следующего дня и распорядилось служить молебны.

На другой день утром один Галицкий дворянин передал собору лист с генеалогическими выписями, которыми старался установить родство Михаила с царем Федором. Послышались возражения. Никто не знал составителя документа. Угрожающие голоса выражали негодование на его дерзость, спрашивали, откуда он явился, и заседание принимало оборот, неблагоприятный для Романовых, когда встал какой-то донской атаман, потрясая бумагой.

– Это что еще? – строго спросил Пожарский.

Но казак невозмутимо ответил:

– Грамота, подтверждающая природные права царя Михаила Федоровича.

Сравнили обе рукописи. Их содержание оказалось тождественным. И тот час собор единогласно провозгласил избранным указанного ими государя.

Оставалось только получить согласие избранника, вернее его матери. Многочисленное посольство с рязанским архиепископом Феодоритом во главе, за неимением патриарха, отправилось ради этого в Кострому, куда прибыло 13-го марта 1613 года. Марфа, проживала тогда в Ипатьевском монастыре, основанном Мурзой Четом, предком Годунова. На следующий день посольство двинулось сюда внушительной процессией, как при выборах Бориса: с хоругвями, иконами и чудотворным образом Феодоровской Божьей Матери. Марфа, по примеру Ирины, не обнаружила ни малейшей радости. Она, напротив, плакала, гневалась. Только после долгих упрашиваний решались идти с челобитчиками в церковь Святой Троицы, а на пути туда еще горячо препиралась с ними. Ее сын слишком молод, и "большие люди" земли обезумели, избрав его на царство. Ни ему, да никому другому не лестно занять престол после того, как стольким царям изменяли, оскорбляли их или убивали те же самые, кто теперь избрал им преемника! Но в тот же день, 14-го марта, Марфа вняла мольбам и дала Михаилу свое благословение на принятие скипетра, который ему тотчас же вручил Феодорит вместе с избирательной грамотой.

19-го марта новый царь покинул Кострому, но, подобно Пожарскому, отнюдь не торопился в Москву. Он надолго остановился в Ярославле, что объяснялось половодьем и бездорожьем. Однако он останавливался и в других местах по дороге. Царственного путника задерживали, несомненно, иные опасные трясины. Несмотря на единогласное избрание, столица еще кипела. Люди спорили, и не без основания, если не о личности нового государя, то об условиях, знаменитых условиях Филарета, которые тот намеревался предписать будущему повелителю. Еще лучше поступал собор. Как будто слушаясь приказаний Михаила или принимая внушения его приближенных, он распоряжался очень самостоятельно. На деле, продолжая свою деятельность до 1615 года, собор должен был разделять с царем отправление верховной власти, а теперь, ожидая его приезда, выборные решились, не спрося его, завести переговоры с Сигизмундом о приостановке военных действий и обмене пленными. Царь предоставил им свободу действий. В конце апреля выборные принуждены были отправить к Михаилу новое посольство, прося царя поторопиться. Тогда он решился и на 2-ое мая назначил торжественный въезд в Кремль, где ему с трудом нашли сколько-нибудь приличное помещение. Михаилу пришлось довольствоваться полуразрушенным теремом царицы Анастасии. Марфа с гораздо большим удобством поместилась в Вознесенском монастыре.

Страницы: 1 2


Воссоединение Украины с Россией и русско-польская война 1654-1667 гг.
В этой трудной обстановке, когда стало мало надежды победить своими силами или с помощью неверных татар, Хмельницкий решился просить царя Алексея Михайловича принять Украину под свое покровительство. Это соответствовало давнему желанию значительной части украинцев, видевших в Москве опору православия и защитницу от польского насилия. Р ...

Местное самоуправление в России в начале XX века
Городовое положение, принятое в 1892 г., действовало вплоть до 1917 г. В отношении избирательных прав горожан данное Положение совершило шаг назад: хотя отменялись избирательные разряды, но сделано это было лишь за ненадобностью: круг самих избирателей был резко сужен, а позиции крупной буржуазии еще больше усилились. Избирательного пра ...

Идейная подготовка
Марксистской доктрине, принесенной с Запада и уже отстающей во времени, следует противоставить другое учение, творческое, соответствующее смутным чаяниям народа. Надо бороться не "против чего-то", а "за что-то". В недрах НСНП это новое учение зарождается: солидаризм. Исходная точка его проста: главное - это солидарно ...