Государство и общество Древней Руси » Княжеская власть и органы государственного управления Древней Руси IX-XII вв.

Княжеская власть и органы государственного управления Древней Руси IX-XII вв.
Страница 3

Первоначально князь не жаловал своей дружине земель и не заводил своего хозяйства, а облагал свободное или полусвободное население - общинников-смердов - данью. Размер дани был регламентирован обычаем. Дань и вира кормили князя и дружину. Князь собрал дань иногда с помощью чиновников, а иногда лично. Собиралась дань натурой и деньгами, и точно так же не одной натурой, но и деньгами давалась дружине. Один летописец начала XIII в. пишет о времени более раннем, что князь «еже будяше права вира, и ту возма, - даяше дружине на оружие. А дружина его… не жадаху: маломи есть, княже, 200 гривен, не кладаху на свои жены златых обручей, но хожаху их жены в серебре». Оклад в 200 гривен каждому дружиннику очень велик по тогдашним понятиям и, несомненно, свидетельствует о богатстве киевских князей (если в гривне считать ½ фунта серебра, то ее весовая стоимость около 10 рублей).[23]

Кроме дани население платило в пользу князя определенные торговые и судебные пошлины и было обязано выполнять натуральные повинности. Княжеские села в X в. и в первой половине XI в. встречаются лишь изредка. Частное же боярское землевладение появляется только во второй половине XI или даже на рубеже XI-XII вв.

Характерной чертой структуры административного аппарата Древнерусского государства являлось смешение частных и общегосударственных задач. При князьях и посадниках существовали специальные агенты - тиуны, выполнявшие различные функции. Тиуны присутствовали на суде князя и посадника, нередко даже замещали их в суде, им поручалось заведование княжеским хозяйством в селах и на княжеском дворе. По своему статусу тиуны были холопами, т.е. людьми несвободными.

В «Русской Правде» упоминаются тиуны огнищные и конюшие. Первые ведали княжеским двором, а вторые - княжескими конюшнями и конскими табунами.

При князе в качестве управляющих отдельными отраслями княжеского хозяйства позднее (в XII в.) упоминаются ключник, печатник, стольник, подкладник (постельничий), ловчий, меченоша (мечник) и др. С XI в. появляются особые чиновники князя по сбору дани - данщики. В Древнерусском государстве встречаются и другие должностные лица: мытники, взимающие торговую пошлину – «мыто», вирники, собирающие денежный штраф за убийство свободного человека – виру, пятенщики, взимающие пошлину за продажу лошадей – «пятно».

Важным органом при князе был так называемый совет, который в дореволюционной историографии иногда назывался боярской или княжеской «думой». В состав совета входили вассалы князья и бояре, кроме того, в мирное время - духовная знать, а в военное время - руководители союзников. Отмечается также участие в совещаниях с князем «старцев градских» - родоплеменной знати (иначе «земские бояре»), со временем слившейся с привилегированным слоем, сформировавшимся вокруг князя. Члены княжеского совета назывались «думцами», с ними князь «думал» о делах. Совет имел многообразные формы. Участники совета могли собираться и в княжеском тереме, и в сенях, и в шатре, и в монастыре, и сидя на конях. На советах рассматривались наиболее важные вопросы государственной политики, в решении которых князю необходимо было мнение других лиц.

Страницы: 1 2 3 4


Причины образования российского централизованного государства
В XV в. на Руси стало складываться единое российское государство, именуемое еще централизованным. Признаками такого государства являются: 1. Единая территория. 2. Единая верховная власть. 3. Создание органов центрального и местного управления. 4. Наличие единого законодательства. 5. Наличие единой армии, стоящей на страже инте ...

Крымская война (1853 — 1856) и ее последствия для Турции. Второй период Танзимата
В этих условиях Николай I счел момент подходящим для того, чтобы получить свою долю Османского наследства. В мае 1853 г. Порте был предъявлен ультиматум о признании за русским царем права покровительствовать всем православным христианам в Турции. Николай I рассчитывал на полюбовное соглашение с западными державами, недооценив, что ни од ...

Результаты реформы.
Результаты реформы характеризуются быстрым ростом аграрного производства, увеличением емкости внутреннего рынка, возрастанием экспорта сельскохозяйственной продукции, причем торговый баланс России приобретал все более активный характер. В результате удалось не только вывести сельское хозяйство из кризиса, но и превратить его в доминанту ...