Быт, хозяйство и культура
Страница 1

В начале ХХ века в хозяйстве, культуре и быту тувинцев сохранялись многие традиции, сложившиеся у населения бассейна Верхнего Енисея еще в древности.

В Туве на протяжении ряда веков сформировались три основных хозяйственно-культурных типа (ХКТ).

Кочевые скотоводы горно-степной зоны населяли большую часть территории Тувы — ее центральные, западные и южные районы. Здесь жили тувинцы, получившие в литературе название западных и составлявшие около 95 % населения по данным конца XIX — начала XX в. Их хозяйство основывалось на пастбищном скотоводстве (мелкий и крупный рогатый скот, лошади, верблюды) с сезонными «вертикальными» перекочевками и дополнялось у значительной части населения орошаемым земледелием, спорадической охотой, собирательством и рыболовством. Основным жилищем служила решетчатая войлочная юрта. Одежду шили главным образом из выделанных шкур домашних животных, войлока и привозных тканей. Эти и некоторые другие хозяйственно-культурные особенности были характерны также для тех сохранявших традиционные формы скотоводческого быта частей монгольского, бурятского, кыргызского и хакасского народов, которые населяли сходные горно-степные районы Южной Сибири и Центральной Азии. курятник своими руками на 50 кур зимний

Охотники-оленеводы горно-таежной зоны населяли в Восточной Туве бассейны верхних течений рек Бий-Хем и Каа-Хем. В научной литературе они получили название восточных тувинцев, или тувинцев-тоджинцев. В конце XIX — начале XX в. у них насчитывалось около 400 хозяйств и они составляли около 3 % коренного населения Тувы. В основе их хозяйственной деятельности лежали круглогодичный охотничий промысел на мясных животных, главным образом копытных, и сезонный — на пушных, а также кочевое скотоводство с круглогодичными «вертикальными» перекочевками. Оленеводство было вьючно-верховое, с доением, а при крайней необходимости, в тяжелых условиях — и с забоем домашних оленей на мясо. Очень важную роль играло сезонное собирательство, а также спорадическое рыболовство. Жилищем служил чум, который летом крыли выделанной берестой, а в холодное время года обработанными шкурами копытных. Одежду шили главным образом из шкур диких животных. Эти и некоторые другие хозяйственно-культурные особенности были характерны также для тофаларов, камасинцев, части дархатов, живших в сходных природных условиях Саян. Поэтому данный ХКТ получил название горно-таежного саянского подтипа ХКТ охотников-оленеводов тайги. [15, С. 208]

Кочевые и полукочевые охотники-скотоводы горной таежно-степной зоны жили двумя компактными группами в пограничной области Восточной Тувы на стыке горно-степной и горно-таеж-ной зон в среднем течении рек Бий-Хем и Каа-Хем (сумоны Кол и Бел бей). Здесь в конце XIX — начале XX в. насчитывалось около 250 хозяйств, что составляло около 2 % всех тувинцев. Их хозяйственная деятельность базировалась на охоте и пастбищном скотоводстве (в основном лошади и крупный рогатый скот), причем для одних хозяйств ведущую роль играла охота, для других — скотоводство. Преобладание одного, из этих двух видов хозяйственной деятельности зависело от обеспеченности скотом и колебалось в отдельные годы в ту и другую сторону. Охотничий промысел велся круглый год на мясных и сезонно — на пушных животных. У значительной части населения важную роль играло собирательство, меньшую — рыболовство. Основным жилищем служил чум, круглый год крывшийся берестой, а у некоторых — кусками коры лиственницы. Небольшая часть охотников-скотоводов вела полукочевое хозяйство, имея на зимниках постоянные срубные, нередко юртообразные, жилища. В их культуре сочетались черты, близкие как таежным охотникам-оленеводам, так и горно-степным скотоводам. Сходные хозяйственно-культурные особенности были в определенной мере присущи и части алтайцев, бурят, монголов, хакасов, живших в Саяно-Алтае и сопредельных районах на границе тайги и горных степей, — горный таежно-степной саяно-алтайский подтип ХКТ охотников-скотоводов.

Пребывание Тувы в составе Цинской империи отрицательно сказалось на развитии ее экономики. По существу, был законсервирован сложившийся веками хозяйственный уклад. Стремясь превратить Туву в своеобразный «охотничий заповедник» с целью получения пушнины, взимаемой путем налога (албана), власти тем самым не способствовали развитию других отраслей хозяйства, и прежде всего скотоводства — основного занятия большинства тувинских племен. По самым строгим подсчетам, в Туве в начале XX в. было около 900—1100 тыс. голов скота. [10., Кн.1]. При этом больше половины составляли овцы и козы, пятую часть — рогатый скот и лишь десятую — лошади.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Политика «военного коммунизма»
Политика «военного коммунизма», хотя и проводилась в годы гражданской войны, не была порождением условий войны. Она вытекала из большевистской доктрины, являлась выражением её сути, её представлений об экономике, политической системе социализма, методах его строительства. Гражданская война лишь способствовала тому, что режим «военного к ...

Отношение к ребенку в ранее средневековье
В формировании принятых тогда воззрений, естественно, сыграли свою роль унаследованные от прошлого традиции. Некоторые из них предписывали взгляд на ребенка, совершенно чуждый не только современному, но и средневековому сознанию более поздней поры. Так в учениях авторитетных раннехристианских ортодоксов — Августина, Григория Великого, И ...

Образование Древнерусского государства. Формирование государственности
Жизнь в первобытном у восточных славян. обществе регулировалась общностью интересов его членов, обычаем, силой традиций и авторитета патриархальной власти старейшин. С разложением родоплеменного строя усложнялась жизнь общества, из него выделялись полярные группы, росло неравенство родов и племён, их военная активность. Прежний механизм ...